+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: Эффект Франклина или почему мы любим и ненавидим?
04.07.2020

Когнитивная психология: Эффект Франклина или почему мы любим и ненавидим?

04.07.2020

 В данной статье рассматриваем эффект Франклина, который объясняет то как формируется наше отношение к другим людям, за счет наших поступков, а также как отношение к другим меняет наше восприятие наших действий.

Существует мнение, что вы делаете хорошие дела людям, которые вам нравятся, и плохие вещи тем, кого вы не любите, но действительно ли это так и действительно ли мы совершаем поступки исходя из симпатии к людям, а не сами поступки определяют эту симпатию. Ответ на этот вопрос дает эффект Бенджамина Франклина.

Бенджамин Франклин как-то сказал: «Тот, кто однажды оказал вам услугу, в следующий раз откликнется на вашу просьбу с большей готовностью, чем тот, кто сам вам чем-то обязан.» Казалось бы, утверждение абсурдное, но исследования говорят обратное.

Так Эккер и Лэнди в 1969 году провели исследование, в котором пригласили студентов принять участие в конкурсе вопросов и ответов», в котором они могли выиграть деньги. При этом ведущий конкурса старался быть максимально грубым и неприятным. Он должен был быть грубым настолько, чтобы к концу мероприятия аудитория ненавидела его от всей души.

А после того, как конкурс завершился, он просил треть победивших вернуть деньги, аргументируя это тем, что выплату он сделал из своего кармана, хотя сам сейчас на мели.

Другую треть испытуемых деньги попросил вернуть секретарь, мотивировав это тем, что запас денег в отделе психологии был очень мал.

Наконец, последнюю треть участников не просили вернуть деньги.

Затем у всех трёх групп поинтересовались, насколько им понравился человек, проводивший исследование. И как бы это странно не было больше всех он понравился именно первой группе, т.е. людям кого он лично попросил вернуть деньги.

В другом эксперименте испытуемых просили играть роль учителей, которые должны были обучать своих учеников либо с помощью поощрения в виде похвалы, либо с помощью наказания в виде критики, после чего учитель должен был выразить свое отношение к ученику.

И опять же оказалось, что наиболее высокую оценку получили те ученики, кого хвалили, а не критиковали.

И из этих экспериментов получается удивительный вывод, нам нравятся люди именно, потому что мы делаем для них добро, а не наоборот, что и было названо эффектом Франклина.

Эффект Франклина – это склонность оценивать людей в соответствии с нашими поступками по отношению к ним.

И некоторые кстати применяют эффект Франклина в продажах, они не навязывают свои советы клиентам, а сами просят проконсультировать их по товару, которые те выбирают, тем самым выманивая у них бесплатную консультацию, что однако приводит к трате денег именно из их кошелька

А я думаю, что те, кто смотрит мои ролики уже догадались каким образом все это работает. Дело как обычно в когнитивном диссонансе и в том, что мы пытаемся создать соответствие между нашими мыслями и поведением и не терпим никаких расхождений. Соответственно если мы бесплатно помогаем другому человеку мы будем стремится оправдать свои действия и в этом случае нам намного проще решить, что другой человек просто хороший и именно поэтому мы ему помогаем.

Интересно, что это действует и в другом направлении. Например, многие люди, которые делают гадости начинают ненавидеть тех, кому они их сделали, тем самым они также стараются оправдать свое поведение, ведь проще обозвать другого человека плохим чем признать свою вину.

Однако не только наши поступки влияют на отношение к людям, но и отношение к людям влияет на восприятие наших поступков, и в зависимости от степени нашей симпатии к человеку, мы можем относиться к действиям, которые совершили из-за него прямо противоположным образом.

Так Филипп Зимбардо организовал эксперимент, где испытуемых заставляя съесть достаточно мерзкого кузнечика однако перед тем, как сделать это одна группа испытуемых наблюдала экспериментатора как милого и доброго человека, а другую заставлял есть кузнечиков, достаточно мерзкий тип, затем участников опрашивали насколько вкусным все-таки оказался тот самый кузнечик.

В итоге если группа с добрым экспериментатор так и осталась при своем мнение что кузнечик был достаточно мерзким как на вид, так и на вкус, установки другой группы совершенно помялись и им кузнечик вполне себе понравился. Почему же так произошло?

И здесь опять же все очень просто если экспериментатор — приятный человек и нравится испытуемым, то этот факт служит очевидным оправданием их поступка: человек просто на просто не мог отказать такому симпатичному парню.

Но вот если образ экспериментатора негативен, то, как же тогда оправдать свой поступок? Опять же просто — надо только убедить самого себя, что, в конце концов, кузнечики не такие уж гадкие, да и лично я люблю деликатесы.

В любом случае я надеюсь, что вы будете относится объективно как к другим людям, так и к своим собственным поступкам.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных