+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: эффект мнимой правды и каскад доступной информации
25.07.2020

Когнитивная психология: эффект мнимой правды и каскад доступной информации

25.07.2020

В данной статье мы разбираем почему люди склонны верить в фальшивые новости и почему последнии склонны так быстро распространяться среди населения

Всем привет, я думаю вы замечали, как какая-то новость набирает обороты и приобретает все больше подробностей в каждом новом посте ей посвященном,

причем происходит это даже тогда, когда сама эта новость является абсолютной ложью, но почему-то мы все равно склонны в нее верить.

Дело же здесь в эффекте мнимой правда или каскаде ложной информации.

создателями термина каскад доступной информации стали Кэсс Санстейн и Тимур Куран, которые изучили два случая, где этот эффект проявляется особенно ярко.

Первый из них произошел в 1979 году в Нью-Йорке:

ливневые дожди размыли склады токсичных отходов, из-за чего по городу распространился неприятный запах, а также было отмечено загрязнение питьевой воды. Активисты сразу же подняли шум вокруг сложившейся ситуации, по телевидению создавались соответствующие передачи, люди собирались на демонстрации и митинги. В то же время, ученых, пытавшихся заявить о том, что опасность преувеличена, игнорировали.

В результате, власти потратили огромные средства на создание специальных фондов по борьбе с загрязнением, многие жители переселились за счет государства в более благоприятные районы. Однако, даже сегодня не существует единого мнения о том, что произошло и действительно ли было какое-то серьезное загрязнение.

Вторым рассмотренным случаем является так называемая «даминозидовая паника».

Даминозид - химикат, который использовался для контроля роста яблок и улучшения внешнего вида. Паника началась с сообщения в СМИ о том, что препарат в больших дозах вызывает рак у крыс и мышей. Очевидно, что общественность встревожилась. Страх провоцировал новые и новые статьи в прессе, которые, в результате, привели к абсурдным ситуациям:

один человек даже звонил и спрашивал, безопасно ли выливать яблочный сок в канализацию или будет лучше отнести его в специальную лабораторию. Производители яблок нести огромные убытки, потому что яблок стали бояться.

Производитель прекратил продажу химиката, а Управление по контролю качества запретило пользование этим даминозид.

Позже, однако исследования показали, что даминозид представляет очень малый риск как возможный канцероген.

Благодаря этим удивительным событиям и был открыт эффект мнимой правды или Каскад доступной информации — это процесс, при котором коллективная вера во что-либо становится тем сильнее, чем чаще происходит повторение этого факта/утверждения в обществе. И очевидно, что благодаря этому эффекту очень легко манипулировать людьми, и именно поэтому государство так часто распространяет необходимую им новость по всем возможным новостным каналам, ну собственно вы могли это видеть по процессу недавнего голосования за конституцию, где, например повторялась фраза про сохранение народности, зато сейчас власти получили право безнаказанно вырубать леса.

Но почему же мы с вами склонны доверять подобной информации, дело здесь в ряде других механизмов

1. Иллюзия репрезентативности. Самым очевидным объяснением является наше ограниченная способность к обработке информации, и именно поэтому мы и будем обращать внимание на наиболее доступную для нас информацию, но при этом не будем склонны ее особо анализировать.

Нам намного проще поверить в то, что нам рассказывают по телевизору, чем разбираться в деле.

А учитывая, что подобные передачи и публикации еще и готовятся опытными маркетологами, то и управлять нашим вниманием в данном случае намного легче.

2. Конформизм и внушаемость. Помимо этого, в случаях каскада доступной информации мы часто просто поддаемся социальному влиянию и принимаем мнение других людей на веру, а если информация поступает к нам из разных источников, мы и будем считать, что такая точка зрения общепринята.

А само постоянное повторение информации оказывает на нас внушающее воздействие.

3. Амнезия источника. стоит упомянуть и так называемый феномен амнезии источника. Дело в том, что если нам постоянно повторять одну и ту же информацию, то в какой-то момент мы поверим в эту информацию и будем воспринимать ее как должное позабыв откуда вообще мы ее взяли.

Например, сюда можно отнести людей, которые верят в существование инстинктов у человека и которые считают, что это абсолютно достоверный факт, но спроси их про обоснование этого самого факта, вряд ли они его приведут.

4. наконец, важен эффект избегания риска и эмоционального восприятия. Если информация эмоционально насыщена, то мы не будем склонны обрабатывать ее рационально, а если она еще и сообщает о какой-то угрозе, то это сразу прикует наше внимание и заставит бороться с проблемой даже если эта самая проблема не более чем иллюзия.

Причем стоит сказать, что эффект мнимой правды может использоваться как намерено маркетологами и политиками, так и возникать вполне себе спонтанно на основе всяких инфоповодов, но, очевидно, что поддаваться этому искажению не стоит.

А для этого достаточно лишь отнестись скептически к получаемой вами информации и, хотя разобраться в первоначальной ситуации и источнике откуда она была взята.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных