+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: эффект обязательств. Обещания и обязательства помогают нам совершить какой-то поступок.
02.07.2020

Когнитивная психология: эффект обязательств. Обещания и обязательства помогают нам совершить какой-то поступок.

02.07.2020

 В данной статье мы рассматриваем эффект обязательств, который в своих экспериментах с конформизмом открыл Мортон Дойч.

Всем привет, хотя мы с вами иногда и натыкаемся на обманщиков, все-таки большинство тех, кто что-то обещает исполняет обещанное. И, по-видимому, причина здесь кроется не только в наших моральных принципах, но есть в этом и что-то подсознательное.

И действительно эффект обязательств был обнаружен Мортоном Дойчем в одной из модификаций эксперимента на конформизм Соломона Аша.

Напомню, что эксперимент заключается в том, что испытуемому дается задание найти среди трех линий соответствующую эталону, что сделать довольно просто. Однако, до испытуемого группа подставных людей дает неверные ответы, что заставляет и самого испытуемого менять свою точку зрения в неправильную сторону. Это и было названо конформизмом.

Так вот Мортон Дойч решил исследовать действительно ли обещания и обязательства помогают нам совершить какой-то поступок. Исследователи также просили испытуемых оценить длину линий. Однако, одна группа испытуемых запоминала длину линий лишь мысленно.

Вторая группа записала свои оценки длины, но затем сразу стерла свои записи.

И наконец третья группа записала свои оценки и вернула их экспериментатору, таким образом выразив свои суждения активно и открыто.

И, как только решение было принято все группы получили информацию о том, что их суждения были ошибочными.

Результаты оказались очевидны. Те, кто просто держал свои мнение в памяти, были самыми нестойкими в своем решении. Те же, кто открыто продемонстрировал свой выбор, меньше всего желали изменить свое мнение, когда сталкивались с противоречащим доказательством.

Кстати, я так и не нашел отдельного названия для этого эффекта поэтому просто назовем его эффект обязательств, который состоит в том, что мы более склонны исполнить какое-либо действие если пообещали его совершить.

При этом выделить два фактора влияющих на исполнение обязательства

1. Во-первых, это способ его фиксации. Опять же если мы просто проговорим себе в уме что скоро пойдем в спортзал это будет намного менее действенным ходом, чем если мы тоже самое напишем на бумажке и налепим себе на монитор

2. Во-вторых важна публичность высказывания и если мы что-то обещаем во все услышании то мы скорее исполним свое намерение.

И смысл здесь не такой банальный как вы думаете, ведь под взятием обязательств может подразумеваться любое наше публичное действие. Так, например существуют свидетельства в пользу обратно пропорционального отношения между количеством гостей на свадьбе и успешностью брака, и пары чье бракосочетание производилось тайно разводятся в 20 раз чаще чем те у кого на свадьбе было более 200 человек.

Интересно и то, что другие люди вполне могут влиять на нас как бы ненароком беря с нас обещания.

Например, в эксперименте Томаса Мориарти, изучалось, что будут делать люди на пляже, если увидят, что у их соседа, который ненадолго отлучился украли радио. Как можно было ожидать исходя из эффекта, свидетеля, который мы уже разбирали на канале, практически никто не предпринял никаких действий в момент кражи. Однако, если наш бравый сосед подходил и просил присмотреть за его вещами в кражу вмешивались 95% участников.

 

Почему же обещания влияют на нас таким образом. Самой очевидной причиной можно назвать страх оценки, и в том числе самооценки.

Понятно, что все мы хотим выглядеть как люди, которые держат слово, а нарушение нашего обещания могло бы вызвать порицание в глазах других. Тоже самое касается и случаев, когда мы обещаем что-то сами себе, ведь каждый раз смотря на напоминание на стикере, нас будет мучить совесть за неисполнение.

Однако существует и еще более глубокая причина. Как только люди делают публичные заявления, они начинают сами в них верить.  И этот эффект, кстати, очень близок к эффекту оправдания покупки, когда мы покупаем что-то не потому, что мы это любим, а мы начинаем любить что-то, потому что купили.

Так что если вы хотите совершить какой-то поступок или заняться чем-то новым для себя, то просто пообещайте всем вокруг что сделаете это и тогда вы скорее всего сдержите обещание.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных