+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: эффект опознаваемой жертвы
06.07.2020

Когнитивная психология: эффект опознаваемой жертвы

06.07.2020

 В этой статье мы обсуждаем почему люди склонны помогать отдельным персонализированным личностям, но редко помогают и жертвуют деньги группе людей с теми же проблемами.

Я думаю, вы замечали, что мы намного сильнее реагируем на объявление с фотографией какого-нибудь больного маленького Миши и описанием его жизненной ситуации, чем на просьбу пожертвовать деньги в фонд по лечению больных детей.

Но почему же так происходит, почему нам важнее оказать помощь одному человеку, чем группе людей, которые также в ней нуждаются. Ответ на этот вопрос дает эффект опознаваемой жертвы.

Первое упоминание данного эффект принадлежит Томасу Шеллингу, а экспериментально доказали его существование Дебора Смолл и Джордж Ловенстайн.

В ходе эксперимента они раздали участникам по пять долларов, а затем спросили какую бы часть из них они пожертвовали на борьбу с голодом в Африке.

Правда одной группе рассказывали о том какое количество населения пострадало от нехватки продовольствия и на какой процент снизился урожай из-за засухи. Второй же группе рассказывали историю Рокии, бедной семилетней девочке, оказавшейся перед лицом голодной смерти и говорили о том, как бы ей помогла финансовая поддержка.

И я думаю вы уже догадались в каком случае испытуемые заплатили больше. Причем не просто больше, а больше в два раза они пожертвовали именно на поддержку девочки.

Таким образом и был открыт эффект опознаваемой жертвы.

Эффект опознаваемой жертвы — это тенденция оказывать большую помощь отдельному индивиду, проблему которого мы можем наблюдать напрямую, нежели чем неопределённой группе лиц с аналогичными проблемами

Откуда же берется этот эффект и почему мы часто готовы отдать последнее какому-то отдельному человеку, но редко помогаем большой группе нуждающихся. Причин здесь на самом деле несколько.

Во-первых – это эффект близости. Дело в том то, когда нам описывают или демонстрируют конкретного человека, то мы и узнаем об этом человеке больше, проще говоря этот человек кажется нам более знакомым чем какая-то неопределенная группа лиц, а очевидно, что мы более склонны помогать нашим знакомым чем непонятно кому.

Во-вторых, важен эффект яркости и репрезентативности. Дело в том, что наш мозг намного лучше считывает реальные красочные картины, а тем более эмоции и чувства других людей, даже если мы этого не замечаем. И именно поэтому нам намного проще проникнутся чувствами маленького Миши или его плачущей мамы.

А наблюдение страданий, автоматически провоцирует страдание и у нас внутри от которого мы будем стремиться избавиться всеми возможными способами даже отдав часть своих денег.

Ну и третья причина – это эффект капли в море, ведь нам, кажется, намного более вероятной возможность помочь, какому-то отдельному человеку чем способность повлиять на какие-то глобальные процессы и целые популяции людей и именно поэтому мы часто считаем, что наш вклад в подобном случае не будет иметь смысла.

Ну а чтобы ощутить на себе эффект опознаваемой жертвы просто представьте ситуацию, где вы неожиданно натыкаетесь на пожар и видите в окне маленькую девочку, которую вы можете спасти, и подумайте, как вы поступите в таком случае

И если вы решились ей помочь, то вы большой молодец, и кстати также поступило бы и большинство людей.

Но теперь представьте, что вы видите объявлении о сборе средств для незнакомой девочки пострадавшей от пожара. И сравните в каком случае ваше стремление помочь будет больше.

И наконец, представьте себе, что вам предлагают внести средства в африканский фонд лечения людей пострадавших от пожаров. Я думаю, что каким бы добрым человеком третья ситуация вызвала в вас намного меньшее желание действовать.

И если быть честным, то в этом эффекте мало хорошего, ведь мы предпочтем пожертвовать деньги какому-то отдельному человеку, чем инвестировать их в разработку средств лечения или, например, строительство больниц, что могло бы привести к спасению намного большего числа жизней.

Причем дело доходит до крайностей, и, например, в исследование 2005 года пытались выявить насколько охотно люди пожертвуют деньги группе из 8 серьёзно больных детей, чем каждому по отдельности. И результат повторился даже здесь, люди охотнее отдавали деньги отдельному ребенку, чем всей группе из 8 детей.

Правда иногда мы все-таки можем наблюдать обратный эффект, когда мы меньше готовы помочь отдельной личности, чем группе людей, но это в основном происходит когда эта самая личность не вызывает у нас большой симпатии и сама виновата в проблеме, например, мы охотнее пожертвуем деньги в фонд борьбы с ВИЧ инфекцией, чем проститутке, которая заразилась ВИЧ.

Интересно, что схожий эффект также наблюдается даже при присвоении большей меры ответственности правонарушителю, чья личность была установлена, даже если его личность не несёт никакой значимой информации для дела

И это была лишь одна из причин несправедливости современного мира. Поэтому я рекомендую вам, даже если вы хотите проявить милосердие, отнестись к этому максимально рационально и подумать, где же все-таки ваше пожертвование принесет наибольшую пользу.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных