+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: эффект «потому что» в социальных экспериментах Эллен Лангер
30.06.2020

Когнитивная психология: эффект «потому что» в социальных экспериментах Эллен Лангер

30.06.2020

 Рассматривает эффект "потому что" в социальных экспериментах Эллен Лангер, которая изучает влияние объяснения причин на наше поведение и то, как знание причин изменяет наше поведение и отношение к объекту.

В курсе по когнитивной социальной психологии для нас важны не только особенности социальных взаимодействий, но и то, как эти самые социальные взаимодействия влияют на обдуманность наших решений заставляя нас действовать нерационально.

Один из примеров такого влияния является эффект «потому что».

 Эффект, потому что был замечен достаточно давно, ведь все мы знаем, что нам легче принять какую-то информацию от человека или выполнить его просьбу, если он объяснит нам необходимость этого и обозначит причины.

Проверить же данный постулат решилась исследовательница Эллен Лангер

Сначала Сотрудники Лангер подходили к людям, стоявшим в очереди к копировальной машине, и говорили: «Простите, не могу ли я воспользоваться ксероксом?» и лишь немногим более половины людей согласились выполнить эту просьбу.

Тогда Лангер добавила к просьбе простой оборот, не могу ли я воспользоваться ксероксом, потому что я спешу. И здесь о чудо уже 94% людей позволили проскочить без очереди.

И, казалось бы, это не так уж и удивительно, ведь все-таки люди получив дополнительную информацию просто могли войти в положение просившего и пожалеть его, однако, третий эксперимент показал, что это не совсем так.

 

В третьем случае Лангер использовала связку «потому что», а затем, не добавляя ничего нового, просто вновь утверждала очевидное:
—Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?

Были проведены и другие исследования с нелепыми просьбами, например, пропустите меня, потому что у меня всего 3 листа.

Результатом было то, что вновь почти все (93%) согласились, хотя никаких реальных объяснений, никакой новой информации добавлено не было.

Получается, что для людей почему-то важно само наличие слов, потому что, а что за ними последует уже не принципиально.

Такое странное поведение людей, по-видимому, находит свое объяснение в банальных социальных стереотипах. Ведь мы привыкли после слов «потому что» слышать либо позитивное обоснование, например я сделаю это, потому что это поможет мне написать диссертацию, либо какое-то существенное оправдание, например, я не успею на встречу, потому что у меня сломалась машина.

И, по-видимому, сама фраза, потому что активирует в нас один из таких стереотипов, который действует автоматически, в то время как нам лень занимать себя размышлениями. И видимо именно поэтому, чем значительнее просьба, тем менее вероятно, что эффект сработает, ведь в таком случае мы начнем задумываться над своим решением.

Стоит сказать и о том, почему вообще так важно наличие причин и почему мы не способны пропустить человека к ксероксу просто так и объяснение этого как и обычно в наших видео состоит в когнитивном диссонансе, ведь обычно различные просьбы или даже простая информация вызывает в нас определенный диссонанс, мы не понимаем почему мы должны это делать или почему то что нам говорят это правда. У нас возникает фрустрация, которую мы вполне можем направить на другого человека чтобы восстановить баланс в нашем мышлении. Однако, объяснение причин изначально гасит данную фрустрацию, и мы становимся более благосклонны

И, казалось бы, потребность в поиске причин хорошая штука, которая помогает нам понять суть происходящего, однако, на самом деле это не всегда так, ведь если мы не подходим к проблеме осознанно, то скорее всего мы поддадимся другой иллюзии – так называемой ловушке единственной причины.

Эта ловушка основана на иллюзии репрезентативности и лености нашего мышления, мы действительно всегда ищем причины и связи в происходящем, однако делаем это автоматически и в таком случае мы удовлетворяемся любой названной нам причиной, не обращая внимания на то, что имеют место и иные факторы.

И этот эффект очень активно используется в политики и в СМИ, когда нам рассказывают о причинах войн обвиняя в них конкретные страны или говоря фразы по типу того, что причиной разрушения озонового слоя является массовое использование аэрозолей

Интересно и то, что если побуждать людей сообщать причины их убеждений и поведения, то они лишь укрепляются в своей позиции. Например, если иногда просить клиентов отвечать на вопрос «почему вы пользуетесь нашими услугами?», то лояльность клиентов увеличится, причем не важно какую причину вам назовут в ответ. - Главное, что у человека появляется осознание некой причины, которая привела к тому, что он начал пользоваться вашими услугами. А раз причинно-следственная связь осознана, то человек удостоверяется в правильности сделанного выбора. Так работает наш мозг…

Зато если человеку будет сложно назвать причины возникновения своей позиции, то эффект «потому что» сработает в обратном направлении –убеждения человека относительно занимаемой позиции ослабнут.

Ну а я советую вам не удовлетворяться единственной причиной и всегда стремиться к поиску истины, хотя иногда можно и пропустить кого-то в очереди.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных