+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: Феномен справедливого мира
23.07.2020

Когнитивная психология: Феномен справедливого мира

23.07.2020

 В статье рассматриваем когнитивное искажение под названием "вера в справедливый мир", которое хорошо объясняет, почему мы оправдываем виновных и готовы осудить невиновных, почему мы склонны к дискриминации некоторых слоев населения и почему мы склонны оправдывать некоторые свои поступки

Всем привет, у всех у нас есть склонность верить в справедливость, и мы часто думаем что каждый человек рано или поздно получит по заслугам если не на этом то уже на том свете.

Однако, как ни странно, именно такая вера приводит к тому, что мы часто незаслуженно обвиняем невиновных и оправдаем виновных, а как это происходит и рассказывает нам эффект веры в справедливый мир.

Научная разработка иллюзии справедливого мира приписывается профессору Мелвину Лернеру, который исследовал её в 1960-х.

В его эксперименте испытуемым было необходимо оценить работу двух человек, один из которых получал большую награду за эту самую работу. В итоге именно деятельность этого последнего работника люди оценили как более качественную и самоотверженную, в то время как о работнике который получил меньше средств они высказались негативно.

В похожем эксперименте испытуемым предлагались фотографии людей к части из которых добавлялось сообщение что они выиграли большую сумму денег в лотерее и эти люди опять же оценивались более позитивно со стороны испытуемых.

То есть получается, что испытуемые в обоих случаях оценивали выше тех людей, которые получили большую награду, и так и была открыта иллюзия веры в справедливый мир.

Феномен справедливого мира — это вера в то, что мир устроен справедливо и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками

Грубо говоря, испытуемые оценивали людей позитивно просто из-за самого факта высокой награды, ведь нам намного проще представить, что человек получил заслугам нежели пережить несправедливое распределение дохода.

Причем данный эффект доходит до крайности, что было показано в другом эксперименте Лернера

Так, испытуемым демонстрировали видеозапись обучения, в процессе которого учеников за ошибки наказывали ударами тока.

При этом одним ученикам давалась возможность выйти из эксперимента, а другим нет.

В итоге оказалось, что испытуемые относились к «ученикам» гораздо хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался.

Получается, что один лишь вид человека принимающего наказания мотивирует нас рационализировать это наказание и приписать человеку негативные качества, несмотря на то что сам человек не мог ни на что повлиять.

Тоже самое происходит и при названным Лернером условии мученичества, когда жертва подвергается наказанию ради людей.

В рамках эксперимента актер как бы терпел наказания ради наблюдателей-студентов, помогая им таким образом сдать экзамен.  Казалось бы, испытуемые должны были позитивно оценить такой поступок, однако, нет, тенденция отвергать и обесценивать "жертву" лишь усилилась и в этом случае.

При этом эффект справедливого мира может проявляться в разных вариациях

Так можно выделить Внутриличностное/межличностное искажение. Внутриличностное искажение обозначает ожидание справедливости мира в отношении себя (напр., "я получил то, что заслуживаю"), тогда как межличностное искажение отражает ожидание подобной высшей справедливости в отношении кого-то ещё (напр., "они получили, что заслужили").

И понятно, что во многом эти типы зависят от способа атрибуции человеком. А как вы помните из ролика по теории атрибуции мы скорее будем расценивать наши успехи как справедливые по отношению к нам, а неудачи как результат обстоятельств, т.е. как несправедливость, в то время как в отношении других людей мы будем думать прямо противоположным образом считая их неудачи вполне заслуженными.

Также можно выделить Ретроспективное/проспективное искажение. Ретроспективное искажение — это оценка справедливости на основе прошлых поступков, ну т.е. ты получил то что заслужил\

проспективное искажение относится к ожиданию справедливости в будущем, например, если я сейчас совершу добрый поступок мне обязательно воздаться).

И именно из-за существования этих двух типов искажений, феномен справедливого мира может проявлять себя прямопротивоположным образом. Например, один человек даст денег бомжу, потому что будет верить, что ему воздастся, а другой человек денег не даст, потому что подумает, что бомж сам виноват в своем текущем состоянии.

И как вы можете понять данное искажение оказывает колоссальное влияние на нашу повседневную жизнь, приводя к достаточно жесткой дискриминации некоторых слоев общества

Самым банальным из примеров, в частности, является изнасилование женщин, после которого некоторые одаренные люди делают заявления по типу сама виновата.

Также это используется и в политики, ведь намного проще обвинить нищих людей, коих кстати в нашей стране большинство, в том, что они просто бухают и ничего не добиваются, чем что-то изменить в государственной политике, хотя я конечно же не прав, конституцию то уже изменили.

Людей даже обвиняют в болезнях, которые также очевидно ниспосланы на них за их грехи. И кстати это наглядно видно на юмористических мемасах, которые обвиняют бедных китайцев в распространении коронавируса.

С другой стороны, мы склонны искренне верить, что люди, которые имеют много денег и огромную популярность, добились этого своим упорным трудом и усилиями, а не, например, удачей или обманом и поэтому так много людей посещают какие-нибудь форумы синергии или тренинги Тонни Hобинса по успешному успеху.

Кстати данному искажению поддаются далеко не все и, например, Рабин и Пеплау показали, что люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны это еще один привет в сторону религии, а то уж больно много комментариев было под роликов про эффект самаритянина.

Но откуда же берется вера в справедливый мир. Я думаю вы уже готовы к моему стандартному ответу, - причина в когнитивном диссонансе, т.е. мы всегда стремимся к соответствию в нашей когнитивной структуре и если мы наблюдаем страдания человека, то нам намного проще объяснить их тем что жертва их заслужила, нежели пытаться найти объективное объяснение.

Связано это конечно с тем, что нам с детства в голову вдалбливаются нормы справедливости и правосудия как со стороны родителей, государства и религии, так и просто со стороны внешнего мира, ведь мы чаще всего все-таки получаем адекватное подкрепление своим действиям. И если мы стараемся, то получаем награду, а если косячим, то наказание. И соответственно ситуацию любого другого человека нам намного проще вписать в эту схему, чем что-то там придумывать.

И в данном случае этот эффект исполняет достаточно много важных функций.

1. Мотивация. Во-первых, он мотивирует нас на совершения тех или иных действий, ведь мы ожидаем что за наши усилия мы всегда получим заслуженную награду.

2. Защита от несправедливости. Во-вторых, этот эффект защищает нашу психику, ведь в случае неудачи мы вполне можем объяснить эту неудачу своими собственными поступками, а не просто страдать от несправедливости.

3. Смыслообразование. Это же искажение решает и определенный аспект экзистенциальных вопросов, придавая нашим действиям смысл и заставляя нас верить, что нам воздастся.

4. Защита от неподконтрольности. Другая защитная функция, которую выполняет этот искажение – это создание иллюзии что все под контролем, и только от наших действий зависит тот результат, который мы получим.

Интересно и то, что порой мы проявляем прямо противоположные искажения, например веру в случайный мир, где награда и наказание распределяются случайным образом, а не в соответствии с нашими заслугами

Или, например, веру в несправедливый мир, в котором хорошие дела наказываются, а плохие - вознаграждаются, хотя иногда этот термин путается с предыдущим.

Я же рекомендую вам не поддаваться этому искажению, а для этого надо лишь относиться к ситуации объективно и рационально и отделять личность от поступка и обвинения.

И какая бы мерзкая и озабоченная девица перед вами не предстала это совсем не значит, что именно она виновата в том, что на нее напали, также, как и не стоит думать, что богатый и успешный дядька честно заслужил свой успех.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных