+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология личности. Теория поля Курта Левина в гештальтпсихологии и гештальт-терапии
08.04.2020

Когнитивная психология личности. Теория поля Курта Левина в гештальтпсихологии и гештальт-терапии

08.04.2020

Рассматриваем теорию поля и динамическую психологию Курта Левина применительно к теориям личности в когнитивной психологии и психотерапевтическим теориям в рамках гуманистического течения. 

Для тех кто увлекается психологией сейчас достаточно очевидна идея, что человек это сложное существо поведение, которого зависит от множества факторов.

Однако, люди так думали не всегда и до появления Курта Левина в психологии царствовало два направления, бихевиоризм, который заявлял, что поведение человека целиком и полностью определяется научением и прошлым опытом и теория черт, которая предполагала, что поведение человека зависит от его врожденных личностных качеств.

И первым кто отказался от данных крайностей и оказался Курт Левин.

Этот ученый был приверженцем точных наук и именно поэтому он решил создать формулу поведения человека, где полестнее рассматривалось, как функция от особенностей личности и факторов среды. В результате факторы внешней среды как бы преломляются через нашу личность из чего и получается наше поведение.

В совокупности и во взаимодействии личность и окружающая среда образуют так называемое поле. Поле можно изобразить в виде двух кругов. Круг в центре это собственно личность, а все что в ней содержится было названо личным пространством. Наша личность включает в себя прошлый опыт, самооценку и уровень притязаний, планы и цели, но основное значение Курт Левин от давал нашим мотивам и внутреннему напряжению.

Личность находиться в среде, т.е. в большом круге, который был назван психологическим пространством. По сути, это та психологическая среда, которая нас окружает, или проще говоря то что осознается человеком на данный момент.

В этой среде очевидно присутствуют различные объекты, которые по-разному воздействуют на нас. Они могут действовать на нас с разной силой, которая была названа валентностью, которая может быть положительной или отрицательной, а также более сильной или слабой.

Например, если перед нами стоит выбор съесть хот дог, просто сосиску или салат месячной давности, то скорее всего мы выберем хот дог, так как он имеет наибольшую валентность, сосиска имеет валентность чуть меньше, а у салата валентность вообще отрицательна.

Важно понимать, что валентность определяется соотношением и контактом нашего внутреннего мира со средой. В частности, хот дог будет для нас привлекателен, только если мы голодны, в противном же случае его валентность будет нулевой.

Именно поэтому, например, гештальтисты придают такое значение контакту, ведь именно контакт и порождает личностный смысл, который мы придаем объектам в психологическом поле

Причем контакт порождается не каким-то одним объектом, а всей совокупностью объектов в жизненном пространстве, т.е. в совокупности психологического и личного пространства.

Все же, наше поведение вполне может либо в большей, либо в меньшей мере определяться личностными факторами, либо факторами среды. Для обозначения чего Левин ввел понятия полевого и полевого поведения

Волевое поведение человека обусловлено его личностными характеристиками, т.е. мотивами, ожиданиями, потребностями, самооценкой, а также возможностью преодолеть текущий дискомфорт ради будущей выгоды, что было названо временной перспективой.

Полевое же поведение — это поведение которое в основном определяется влиянием внешних объектов.

Последний тип Левин. Наглядно продемонстрировал в эксперименте, где испытуемого под видом теста на интеллект приглашали в комнату после чего, экспериментатор заявлял, что забыл позвонить и выходил на время, хотя на самом деле продолжал наблюдать за испытуемым через прозрачное зеркало.

Все без исключения испытуемые производили какие-то действия с предметами, лежащими в кабинете, например, перелистывали книгу, трогали «шкафчик», наконец, все без исключения позванивали колокольчиком. Таким образом поведение людей в данном эксперименте было, по сути, полностью определено внешними объектами.

Но давайте теперь подробно посмотрим на то, как происходит контакт со средой.

Как я уже сказал, в среде находятся различные объекта каждый их, которых обладает своей валентностью, т.е. они как бы притягивают к себе нашу энергию. Но это не какая-то мифическая энергия – это энергия наших потребностей. Активируя ту или иную нашу потребность, объект приводит организм в напряжение. А это напряжение в свою очередь заставляет нас реализовывать какие-то действия для того, чтобы привести реальное состояние к желаемому или, проще говоря, реализовать свою потребность

Курт Левин выделял два типа потребностей биологические и социальные или квази потребности. И вторые в отличии от первых если они связаны между собой могут обмениваться энергией, что дает нам необходимую гибкость в нашем поведении. Например, вместо того чтобы ударить человека, когда мы злимся мы можем его обозвать или подстроить какую-нибудь кознь.

К подобным способам решения проблемы мы прибегаем, когда попадаем в ситуацию фрустрации вызванную конфликтом и Курт Левин выделил несколько типов таких конфликтов.

 

 

1. Первый случай — это когда на нас воздействуют два объекта одинаковой положительной валентности. Проще говоря, это ситуация, когда мы не можем решить что нам выбрать бмв или мерседес.

2. Второй тип конфликта — это когда объект имеет одновременно и положительный и отрицательный векторы. Например, когда вы любите и ненавидите одного того же человека, или боитесь собаку но хотите погладить.

3. Третий тип конфликта, это когда человек находится между двумя объектами с отрицательной валентностью, например, когда вам приходиться либо работать на нелюбимой работе, либо остаться без денег.

При попадании в ситуацию конфликта человек может разрешать ее разными способами. Самый простой из которых выбрать один из вариантов или реализовать то или иное действие. Например, все-таки погладить пугающую вас собаку.

Второй способ это –выход из поля. Причем имеется в виду необязательно реальный выход из ситуации, например, если ребенку не нравится скучный урок он вполне может уйти в фантазирование, формально оставаясь на уроке.

Наконец третий способ выхода – это использование замещающих действий – здесь, по сути, включаются различные механизмы защиты психики и замещение. Например, гнев, который мы не можем выразить на начальника мы вполне можем выразить на свою вторую половину. Или мы можем отыграть напряжение в навязчивых действиях.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов связаны с разрядкой или напряжением потребностей

В частности, в экспериментах Левина было показано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжение может вызвать агрессию или тревогу, а также что умственно отсталые дети совершенно не способны к замещению.

Эксперименты Левина также показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Так он ввел понятия уровня притязаний и «аффекта неадекватности», который проявляется при попытках доказать детям неадекватность, неправильность их представлений о себе.

Расхождение самооценки и уровня притязаний также приводят к напряжению, которое затем может вылиться в невроз. Эта идея стала основой для клиент-центрированной терапии, например.

При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как и в том и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Но снова возвращаюсь к полю опять же повторюсь, что психологическое поле — это не просто реальная среда, это лишь то, что попадает в наше сознание. И самое главное для нас в курсе когнитивной психологии, это то что по Курту Левину на нас воздействуют не сами объекты среды, а те значения и смыслы, которые мы им придаем.

Теория поля является одной из наиболее гениальных теорий в психологии, способной в определенном смысле действительно объяснить и предсказать наше поведение.

Кстати, учеником Левина был Леон Фестингер, который разработал свою знаменитую теорию когнитивного диссонанса, которая и основывалась, по сути, на теории Левина. Но помимо когнитивной психологии, Курт Левин оказал огромное влияние и на психотерапию. И многие гуманистические концепции обосновываются именно его теорий, а гештальт-терапия практически полностью основана на ней.

 

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных