+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология. Ложный консенсус и ложная уникальность
23.06.2020

Когнитивная психология. Ложный консенсус и ложная уникальность

23.06.2020

 В данной статье рассматривает эффекты ложного консенсуса, ложной уникальности и множественного невежества в экспериментах Ли Росса

Вы не замечали, как часто нас удивляет расхождение мнения других людей с нашим собственным, ведь мы считаем свое мнение естественным и правильным и совсем не ожидаем того, что мысли другого человека будут расходится с ним, что и было названо эффектом ложного консенсуса.

Эффект ложного консенсуса был открыт Ли Россом в эксперименте, в ходе которого группе участников дали прочесть описание ситуаций, включавших некий конфликт, а затем спрашивали как бы они разрешили данный конфликт, и как бы его разрешили другие люди и наконец, просили описать этих других людей.

Оказалось, что большинство испытуемых считали, что другие люди выберут такой же вариант, как они сами, при этом тех, кто должен был бы выбрать не их вариант, они охарактеризовали не самым положительным образом.

Иными словами, они мыслили по принципу «если ты не согласен с тем, что я говорю, значит, ты ошибаешься».

В ходе второго эксперимента группу участников спросили, согласились ли бы они в течение получаса гулять по кампусу университета с рекламным щитом с надписью «Обедайте у Джо», В обмен на полезную для них информацию.

Исследователь также подчеркнул, что соглашаться на эксперимент не обязательно. А в конце Росс задал группе те же вопросы, что и в первом опыте.

В итоге те, кто согласился ходить со щитом, считали, что другие тоже на это согласятся, а те кто не захотел этого делать, думали, что и другие откажутся.

Таким образом, второй опыт подтвердил результат первого, и так же, как и в первом случае, испытуемые отзывались не слишком хорошо о тех, кто выбрал ответ, отличный от того, который дали они сами.

Таким образом и был открыт эффект ложного консенсуса - Эффект ложного консенсуса - это склонность человека считать свое поведение типичным и общепринятым.

Данный эффект можно также определить как склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Иными словами, люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами.

Единой причины для этого когнитивного искажения найти не удалось и предполагается что оно базируется на нескольких искажениях, первое из которых это эвристика доступности.

И действительно нам проще всего оценивать мнение других людей по самому очевидному и доступному варианту, т.е. в соответствии со своим собственным мнением.

Второе искажение – это склонность людей к завышенной самооценке. Проще говоря нам достаточно сложно признать, что наше мнение неправильно и не общепринято и поэтому мы скорее припишем его и другим людям. 

Ну и третий механизм — это когнитивный диссонанс, который выражается в защитных механизмах психики. Мы проецируем на других людей свои убеждения дабы избежать диссонанса, то есть мы просто стараемся избежать непонимания и фрустрации если признаем что другие считают никак мы.

Правда чаще данный эффект объясняется еще проще, ведь мы постоянно общаемся с теми людьми, с которыми наше мнение совпадает и именно поэтому мы опять же используем эвристику доступности и просто обобщаем мнение наших друзей и знакомых на мнение большинства людей в целом.

А чтобы данный эффект проявил себя необходим ряд условий.

1. Во-первых, вопрос должен иметь большое значение для человека. И действительно, если другие люди решают серьезный вопрос не так как мы, то это скорее будет означать что мы ошибаемся и мы будем менее склонны признавать такую ошибку чем в случае с незначимыми вопросами.

2. Во-вторых, мнение о котором идёт речь, напрямую связано с конкретной ситуацией. И здесь тоже все понятно, ведь конкретные ситуации не терпят разночтений и как правило имеет один верный вариант решений, в то время как абстрактные проблемы по типу выбора мировоззрения достаточно индивидуальны.

3. Ну и, в-третьих, человек должен быть уверен, что его точка зрения верна, в противном же случае он будет считать, что другие люди могут дать более правильный вариант ответа.

4. В-четвертых, человек должен воспринимать тех чье мнение имеется в виду нейтрально или позитивно, ведь если он будет сравнивать людей, которые ему не нравятся с самим собой, то конечно он им припишет и другое мнение.

5. Наконец, в-пятых, на появление эффекта влияет вера в значимость ситуационных факторов. Грубо говоря если, мы считаем, что мы повели себя таким образом или подумали под влиянием ситуации, то скорее всего другие люди в той же ситуации поступят также.

Интересно и то, что эффект ложного консенсуса проявляется не всегда, а его проявление соответствует другому искажению – эффекту ложной уникальности.

Так в 1988 году Сулз, Ван и Сандерс опубликовали статью в которой, рассказывалось о том, как люди воспринимают собственное поведение, связанное с поддержанием здоровья.

В итоге оказалось, что люди, не заботящиеся о своем здоровье (например, не делающие зарядку), переоценивают число тех, кто ведёт себя так же, как они, а вот те, кто всячески поддерживает здоровье, как правило, недооценивают количество людей, поступающих так же.

Это и было названо эффектом Ложной уникальности — склонность недооценивать качества и способности других людей и переоценивать собственные.

Эффект ложного консенсуса также может быть противопоставлен феномену множественного невежества, который характеризуется тем, что люди про себя презирают, но на публике поддерживают норму (или верование, в то время как, при эффекте ложного консенсуса люди считают, что большинство других думают так же, как они, хотя на самом деле они так не думают  

Когнитивные искажения в результате эффекта ложного консенсуса иногда очень сильно влияют на общественное мнение и приводят к весьма существенным последствиям. Примером этого могут служить точки зрения фундаменталистов и политических радикалов, которые часто явно переоценивают число своих сторонников.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных