+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология. Межгрупповой конфликт в исследованиях Музарефа Шерифа
22.06.2020

Когнитивная психология. Межгрупповой конфликт в исследованиях Музарефа Шерифа

22.06.2020

 В данной статье рассматриваем происхождение межгрупповых конфликтах в теориях Кемпбелла, Мортона Дойча и в эксперименте "летний лагерь" Музарефа Шерифа и те стратегии поведения, которые приводят к возникновению конфликта.

От исследований власти и тоталитарных режимов, мы переходим к изучению другой темной стороны нашего бытия – к конфликтам.

Базовой теорией конфликта можно назвать Реалистическую теорию конфликта Дональда Кемпбелла, который утверждает, что всякий раз, когда две или более группы нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах, конфликт между ними неизбежен. И, конечно, под ресурсами понимаются не только материальные ресурсы, но и любая угроза ценностям и убеждениям людей.

Эта теория во многом нашла свое подтверждение в исследованиях. Музарефа Шерифа. Для того чтобы понять природу конфликта этот ученый, решил воссоздать конфликтную ситуацию в условиях школьного лагеря

Он разделил школьников на группы, для каждой из которых были придуманы свои символика, лозунги и другие отличительные признаки, что должно было усилить групповую сплоченность в каждой группе.

На второй стадии группы впервые встретились друг с другом. Для того чтобы спровоцировать конфликт между ними, исследователи устраивали различные соревнования: по бейсболу, футболу, перетягиванию каната, и в каждом состязании группы были противопоставлены друг другу.

Сначала мальчики нормально взаимодействовали, но спустя короткое время появилась враждебность к людям из другой группы и наоборот фаворитизм по отношению к членам своей группы.

Дело доходило до потасовок и набегов на жилища противостоящего лагеря, что в итоге подтвердило изначальную гипотезу - конкуренция порождает конфликт.

Но ученый решил сгладить конфликт, для чего было предложено поместить, детей в благоприятную среду, например вместе смотреть кино или сходить в ресторан, однако это лишь усугубило ситуацию и все опять кончилось дракой. Тогда Шериф вернулся к изначальной теории, если конфликт порождается конкуренцией, то возможно помирит детей необходимость в кооперации.

Детям стали давать здания, которые необходимо было выполнять совместно. Например, исследователи организовали поломку грузовика. И мальчикам пришлось работать вместе, чтобы его завести. И через какое-то время два враждующих лагеря слилась в одну дружную компанию

В итоге теория подтвердилась: конкуренция приводит к возникновению конфликта, а кооперация, наоборот, сглаживает его.

Стратегии кооперации и конкуренции в дальнейшем исследовал Мортон Дойч.  Он предлагал студентам делиться на группы либо на основе конкурентной стратегии, когда поощрялись за результат лишь отдельные члены группы либо кооперативной, когда группа поощрялась за общий результат по сравнению с другими группами.

Он же предлагал испытуемым играть в матричные игры, а в частности, использовал дилемму заключенного, где испытуемые выступают в роли заключенных на допросе и у них есть выбор либо заложить своего сообщника, либо нет, в то время как сообщник тоже может выбрать один из этих вариантов поведения.

В результате всех этих экспериментов были исследованы и сами стратегии кооперации и конкуренции. Во-первых, были выделены условия возникновения отношений кооперации и конкуренции как таковых.

В частности, таким условием является Взаимозависимый характер целей. Т.е. достижение цели мной должно завесить от достижения цели другим человеком.

Если достижение цели мной способствует достижению цели другим человеком – это порождает кооперативную стратегию, а если противоречит ему, то возникает конкуренция. 

В зависимости от связи целей человек может выбирать четыре типа стратегии:

  • кооперативную стратегия (стремление к общему благополучию),
  • индивидуалистическая (стремление реализовать личные интересы при этом не заботясь о благополучии других),
  • конкурентная (стремление достичь своей цели в ущерб другим)
  • альтруистическая (стремление максимизировать выигрыш другого). 

И в зависимости от того какая стратегия была выбрана, она будет провоцировать в ответ такой же тип взаимодействия. Так Кооперация будет вызывать и вызываться готовностью оказать помощь, открытостью, доверием и т. д. А Конкуренция будет вызывать и вызываться угрозами и хитростью, подозрительностью т. д.

Однако все вышерассмотренные концепции рассматривают варианты конфликта лишь между равными группами. Так что Профессор Джон Дакитт предложил расширить теорию, включив в нее конкуренцию между группами неравного статуса.

Этот Второй тип конфликта – основан на доминирование одной группы над другой. При этом для подчиненных групп появляется два сценария. Одним из них является угнетение, при котором группа перенимает отношение доминирующей группы к какой-то проблеме, чтобы избежать дальнейших конфликтов.

Второй вариант - неустойчивое угнетение, которое возникает, когда подчиненная группа отвергает навязанный низкий статус и видит доминирующую группу как репрессивную.

Затем доминирующая группа может рассматривать вызов подчиненных как оправданный или необоснованный.

Если вызов считается неоправданным, доминирующая группа, скорее всего, ответит на восстание подчиненных с враждебностью. Если восстание подчиненных окажется оправданным, подчиненным дается право требовать изменения. 

Таким образом часто именно способ взаимодействия вызывает конфликт, а не конфликт вызывает тот или иной способ взаимодействия. Поэтому если вы с кем-то конфликтуете, то возможно просто стоит изменить свою линию поведения и вы помиритесь.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных