+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: случайная добродетель и отклонение в сторону результата
29.07.2020

Когнитивная психология: случайная добродетель и отклонение в сторону результата

29.07.2020

 В статье рассматриваем какие когнитивные искажения влияют на справедливость наших оценок поступков других людей, как мы выносим суждения о необходимом наказании и почему мы наказываев невиновных.

 Всем привет, мы очень часто склонны оправдывать чьи то поступки намерениями человека, например, когда считаем что он хотел только лучшего, однако порой случается совсем наоборот и мы оцениваем поступок лишь по результату к которому этот поступок привел не принимая во внимание ни намерений человека ни даже его возможности повлиять на ситуацию, что и было названо отклонением в сторону результата или случайной добродетелью.

Проиллюстрировать эффект случайной добродетели достаточно просто. Представьте себе двух водителей, оба из которых пересекли дорогу на красный свет. Однако, когда ехал первый водитель на дорогу неожиданно выбежал ребенок, водитель попытался избежать столкновения, но у него не вышло и в результате ребенок погибает. В случае же второго водителя на дороге никто не выбегает, и он спокойно едет дальше. Встает вопрос кому из водителей вы назначите большее наказание?

В принципе я мог бы даже не спрашивать вашего мнения ведь очевидно, что второму водителю просто выпишут штраф, в то время как первого наверняка посадят в тюрьму если он конечно не был сыном депутата.

Что здесь не так спросите вы, а то, что оба водителя совершили абсолютно равноценные действия, а на ситуацию повлияло лишь случайное условие, которое никак не зависело ни от одного из водителей и именно эта случайность и повлияла на степень наказания.

И это то, что Бернард Вильямс и назвал эффектом случайной добродетели -  это наша склонность оценивать этичность поступка по результатам, к которым этот поступок привел вне зависимости от того мог ли человек заранее спрогнозировать результаты своих действий или как-то на них повлиять.

В дальнейшем Томас нагель выделил четыре типа случайной добродетели

1. Случайная добродетель по результату. Именно к этому типу и относится описанная нами ситуация с водителями, т.е. когда при оценке этичности поступка мы не принимаем в расчет случайные обстоятельства и возможность предвидеть и повлиять на результат.

2. Далее идет косвенная случайная добродетель. При этом типе искажения мы недооцениваем контекст и влияние обстоятельств на поведение людей. Например, при оценки деятельности фашистов мы не особо то принимаем в расчет, что многие немцы просто оказались в определенных культурных условиях, в которых они были вынуждены себя вести определенным образом и вполне возможно что если бы в тот момент в германии проживали вы то и вы бы себя повели также как они.

И кстати это утверждение было наглядно доказано в эксперименте третья волна о котором есть отдельный ролик на моем канале.

3. Конституциональная случайная добродетель. При этом типе мы не учитываем различные врожденные и средовые факторы которые могли сформировать поведение личности. Например, недавно в сети появилось видео, где женщина ходит по улице с отрезанной головой ребенка и кричит что все это во имя Аллаха. И многие из вас в принципе готовы отправить эту даму на смертную казнь, хотя вообще говоря у нее была шизофрения и это скорее проступок врачей и родственников, что ее не изолировали ну и родителей ребенка, что взяли ее на работу.

4. Причинная случайная добродетель. Этот тип автор связывает с проблемой свободы воли человека, и действительно мы часто считаем, что люди совершают поступки по собственной воли и потому заслуживают осуждения. Однако, в науке, например принята иная точка зрения, которая зовется детерминизмом.

Детерминизм предполагает, что любые наши поступки предопределены чередой определенных процессов и событий, и таким образом мы, собственно говоря, никак бы и не смогли повлиять на случившееся.

Все эти искажения на самом деле ставят достаточно серьезные вопросы в сфере правосудия. Ведь действительно чем мы должны руководствоваться при определении вины человека. И в целом на этот счет есть две точки зрения.

Рационалисты утверждают, что равные проступки должны вести к равному наказанию. То есть если взять наших водителей, то оба они должны понести одинаковое наказание ведь совершили один и тот же проступок проехали на красный.

Представители же теории последствий утверждают, обратное. Что все зависит от результатов действий, и очевидно, что везучий водитель не заслуживает такого же наказания, как и водитель сбивший ребенка.

А вот Сьюзен Вольф предлагает объединить эти две концепции вводя термин морального агента, т.е. агента который должен сознавать связь между своим поступком и конечным результатом.

И если люди и должны осуждать обоих водителей одинаково, то неудачливый водитель должен добровольно принять на себя вину и страдать от мук совести. 

И идея эта, конечно, замечательная, но малоприменимая в отличии от теории последствий, которая и используется в современной судебной системе.

В любом случае открытие данных искажений заставило ученых исследовать и сам процесс присуждения вины человеку и оказалось, что чисто интуитивно мы в целом достаточно справедливо назначаем наказания четко соотнося намерения человека и результаты его действий.

Так мы назначаем большую вину человеку если уверены, что он совершил поступок добровольно и осознавал свое поведение и возможные последствия

 

 

И мы назначаем меньшую вину человеку если его, например вынудили выполнить действие или он совершил его случайно, а также не мог осознать последствий события.

Проблема в том, что из-за искажения случайной добродетели мы редко способны адекватно оценить эти факторы и чаще отрицаем случайность приписывая людям намерения в их поступках.

И что интересно это то, что оценка поступка человека по его намерению т.е. прямо противоположный обсуждаемому эффект, так же является когнитивным искажением.

Поэтому и вам я рекомендую прежде, чем обвинять кого-то все-таки разобраться в ситуации, особенно если вам придется выступать присяжным на суде.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных