+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: социальная фасилитация и хоторнские эксперименты
26.06.2020

Когнитивная психология: социальная фасилитация и хоторнские эксперименты

26.06.2020

 В данной статье рассматриваем то, как влияет присуствие других людей на нашу производительность, что проявляется, либо в эффекте социальной фасилитации, либо в эффекте социальной ингибиции. Само же такое влияние было хорошо продемонстрировано в хоторских экспериментах.

Всем привет, продолжая тему влияния социального окружения на человека, необходимо обсудить и то, как другие люди влияют на нашу производительность, что было названо эффектом социальной фасилитации.

Эффект социальной фасилитации был открыт Норманом триплетом. Ученый как-то заметил, что велосипедисты показывают намного лучшие результаты, когда соревнуются друг с другом а не с секундомером например.

Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии других дети справлялись с заданием быстрее, чем по одиночке

Подобный эффект ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

В итоге Флойд Оппорт дал этому явлению название социальной фасилитации. Социальная фасилита́ция — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку.

Дальнейшие эксперименты (Г. Олпорт, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые также быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.

Ну и наверно наиболее знаменитыми экспериментами в этой области являются Хоторнские эксперименты Элтона Мэйо. Так как Мэйо базировался на классической школе менеджмента его изначальной задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы, такими как освещение, температура и др. и производительностью труда.

Однако, исследователи заметили, что как бы они не меняли параметры среды производительность работниц на фабрике, все равно возрастала. И тогда исследователь догадался, что на испытуемых влияют не какие-то физические условия, а сам факт проведения исследования и интерес к их деятельности.

Так и был обнаружен так называемый Хоторнский эффект или эффект наблюдателя. Это эффект, при котором сам факт наблюдения или проведения эксперимента влияет на те результаты, которые мы получим. Сами же Хоторнские эксперименты заложили основы для создания новой школы менеджмента – школы человеческих отношений, которая изучала влияние психологических факторов на производительность труда.

Все же чисто психологические исследования приостановилсь на какое-то время по простой причине, данные экспериментов были противоречивы. Где-то обнаруживалось улучшение производительности в присутствии других людей, а где-то наоборот е ухудшение. А этот последний феномен был назван эффектом социальной ингибиции.

 

Программа исследования социальной фоссилизации была возобновлена лишь в 1965 г Робертом Зейонцем, а его теория активации позволила объяснить вышеописанное противоречие. Роберт Зейонц высказал предположение о том, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и заученных действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях

В основе подобной реакции лежит механизм доминанты. А по теории доминанты есть отдельный ролик на моем канале. Так вот любые приходящие возбуждения стимулируют нашу доминирующую деятельность.

В частности, под входящим возбуждением могут служить люди, которые за нами наблюдают, а самой доминантой является та работа, которую мы выполняем. В случаях простой работы приходящее возбуждение подпитывает текущую деятельность, а в случае сложной наоборот приводит к ошибкам или проще говоря отвлекает. 

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции.

Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно его теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому

На сегодняшний же день выделяется три основных фактора провоцирующих социальную фасилитацию и ингибицию.

Первым из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей, однако если задача легкая, то небольшая тревожность, наоборот, стимулирует его.

Второй фактор – это отвлечение внимания. Исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти.

В итоге легкие задачи нам проще решать на автомате и здесь отвлечение внимания помогает, а над сложными наоборот нужно думать и здесь отвлекающие факторы лишь мешают.

Настроение Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции

Распыление активности. Важно и то насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы и какую функцию они выполняют.

Например, где-то практически столетие назад инженер М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. –

И по той же причины все хваленные методы по типу мозгового штурма обычно малоэффективны.

Последний фактор — это сам факт нахождения наблюдателей. Например, в эксперименте, где испытуемых просили выбирать симпатичные им цвета, те все равно волновались в присутствии наблюдателя, хотя, казалось бы, на такие вопросы нет правильного ответа. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно.

При этом есть много переменных которые влияют на реакцию человека на наблюдателей. .

Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида.

Наличие симпатии и антипатии внутри группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.

Степень пространственной близости. Социальное возбуждение находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

Пол наблюдателей. Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах.

Так что если вы хотите быть более работоспособным, то сажайте рядом с собой грозного наблюдателя для выполнения рутинных задач, ну а если задачи сложные, то рекомендую выполнять их самостоятельно и в одиночку.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных