+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология. Среда меняет людей: Стэндфордский тюремный эксперимент, Вселенная 25 и Третья волна
20.06.2020

Когнитивная психология. Среда меняет людей: Стэндфордский тюремный эксперимент, Вселенная 25 и Третья волна

20.06.2020

 В данной статье мы рассмотрим, насколько среда и опредщеленное социальное окружение могут повлиять на поведение человека и его личность. Такое влияние наглядно видно в стэндфордском тюремной эксперименте, в эксперименте "Вселенная 25" и эксперименте "Третья волна"

Всем привет, в одном из роликов мы уже говорили о том, как формируется наша личность, и что в этом процессе играют роль как врожденные, так и приобретенные компоненты, что, казалось бы, очевидно. Однако существует и совершенно иная точка зрения, которая состоит в том, что наша личность полностью определяется средой и теми стимулами которыми мы из нее получаем. Казалось бы, идея невероятная и противная нашему человеческому существу, однако она нашла свое подтверждение в ряде наиболее известных экспериментов в истории психологии.

Первое исследование, которое я здесь упомяну это знаменитый стэндфордский тюремный эксперимент проведенный под руководством Филиппа Зимбардо

 Ученый показал, что с помощью определенных социальных условий мы вполне можем сделать из обычных людей настоящих садистов. Само Исследование было спонсировано ВМФ США для того, чтобы объяснить и понять конфликты в исправительных учреждениях и в морской пехоте

Для того чтобы выяснить в чем проблема, Ученый решил смоделировать тюремные условия и посмотреть, как люди на это среагируют. В качестве испытуемых выбрали людей, которые были оценены как наиболее здоровые и психологически устойчивые.

Их поделили случайным образом на охранников и заключенных и должны были поместить в искусственно воссозданную тюрьму в помещение Cтенфорда.

Им также придали все атрибуты их роли. Охранникам выдали деревянные дубинки, военные униформы, а также темные очки чтобы не было видно глаз. Заключенные же должны были одеваться только в плохо подобранные халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы, что должно было заставить их испытывать дискомфорт и способствовать дезориентации. Их называли только по номерам вместо имен

Единственное указание, которое дали охранникам это недопустимость физического насилия, но они могли использовать любые другие способы для создания чувств тоски, страха и произвола и того что их жизнь полностью контролируется системой и и другими людьми

Для заключенных же в назначенный день организовали реальное задержание полицией и полный полицейский досмотр. После чего иначался сам эксперимент.

По началу охранники просто выполняли свои обязанности: выполняли обходы и подсчеты заключенных. Последним, однако это не понравилось и уже на второй день заключенные устроили бунт.

И если изначально охранники просто оскорбляли и неуважительно относились к испытуемым, то во время бунта они добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, при этом нападая на заключенных с огнетушителями.

После этого инцидента охранники пытались разделять и стравливать заключенных заставляя их думать, что среди них есть «информаторы». И кстати эта тактика была подобна используемой в настоящих американских тюрьмах.

Подсчеты заключенных, которые изначально были задуманы, чтобы помочь им привыкнуть к номерам, превратились в испытания, в ходе которых охранники изводили заключенных и подвергали физическим наказаниям, например, заставляя подолгу совершать физические упражнения.

Право помыться также стало привилегией, в которой могли отказать. Некоторых заключенных заставляли чистить туалеты голыми руками, а из так называемой «плохой» камеры убрали матрацы, и заключенным пришлось спать на бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде.

В ходе эксперимента несколько охранников становились все более жестокими — особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности.

В итоге спутанное мышление и слезы стали обычным делом для тюрьмы. Заключенным предложили «под честное слово» выйти из тюрьмы, если они откажутся от оплаты и большинство согласились на это. И это наглядно показывало то насколько сильно участники вжились в свою роль.

Но эксперимент не прекратился. А У одного из участников развилась психосоматическая сыпь по телу, когда он узнал, что его прошение о выходе было отвергнуто.

Однако позже двух испытуемых все-таки пришлось вывести из эксперимента так как они испытали нестерпимый шок.

В итоге Зимбардо решил прекратить эксперимент раньше времени, когда его невеста, не знакомая прежде с экспериментом, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы.

Ученый упоминает, что из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его этичности и хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.

Похожий эксперимент под названием третья волна в 1967 году провел школьный учитель Рон Джонс.

Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил у него, как жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о лагерях и массовом истреблении людей и Джонс решил продемонстрировать на практике как такое возможно посвятив следующую неделю проведению эксперимента.

Сначала Джонс заложил основы идеологии прочитав детям лекцию о силе дисциплины, единства и действия, при этом приучая их к выполнению приказов.

Он велел школьникам сесть в положение "смирно", так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам "игра" понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались.

Постепенно Джонс стал добавлять все больше ритуалов, предлагая школьникам маршировать, чтобы грохотом ног победить класс снизу, и таким образом он показывал силу единства.

Он ввел форму и специальное приветствие которое напоминало волну. Все это постоянно сопровождалось лекциями про силу духа, про общность и помощь. А многие ученики, которых до этого отвергали в классе теперь влились в группу и стали помогать друг другу, и, например вместе отстаивать себя в конфликтах.

Джонс выдал членские билеты всем ученикам и сделал специальную нашивку на рубашку. Ни один человек при этом не захотел покинуть аудиторию. Более того к классу Джонса стали присоединяться ученики из других классов.

Троим ученикам было назначено сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса, однако на практике доносительством занялось больше людей. А один из учеников заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и начал ходить за ним повсюду

При этом никого не смущал эксперимент Джонса, только Отец одного из учеников, который был узником фашистских лагерей ворвался в класс и устроил погром за что потом правда очень извинялся.

К концу третьего дня в третью волну было принято более двухсот учеников. Джонс объяснил ученикам, что они — часть молодёжной программы, и что по всей стране преподаватели набирают такие же отряды, которые должны были устроить преобразования в стране и изменить мир к лучшему.

Учитель велел четырём ученика вывести из аудитории трёх девушек, чья лояльность была сомнительна, и те охотно повиновались. Затем он рассказал, что в пятницу о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В назначенное время Джонс включил телевизор, однако на экране ничего не появилось. Тогда он обратился к ученикам со словами "Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого движения Третья Волна. Вами манипулировали, и Вы ничем не лучше тех немцев, которых мы изучали.

После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Оба эти эксперимента показывают, как легко можно изменить личность человека и даже сделать из него садиста просто за счет создания определенных социальных условий. Эти эксперименты помогают объяснить возникновение фашистского режима, а также различные трагические происшествия типа издевательств над заключенными в американской тюрьме Абу грейв.

И кстати по обоим экспериментам снято по несколько фильмов, которые я очень рекомендую найти и посмотреть. Но есть еще один эксперимент который я бы хотел здесь упомянуть это эксперимент Джона Кэлхуна под названием вселенная 25.

В этом эксперименте никто ни из кого не делал садиста и проводился он даже не на людях, однако он вполне может пролить свет на то, как среда определяет наше поведение и нашу личность.

Кэлхун решил посмотреть, что произойдет с популяцией крыс если поместить ее в среду избыточных ресурсов. Ну т.е. дать крысам неограниченное количество воды, еды, а также материала для строительства гнезд.

Первая стадия эксперимента была названа стадией освоения территорией. В загон было помещено 4 пары мышей, которые адаптировались в загоне и начали размножаться, перейдя на стадию Б – стадию экспоненциального роста. Количество мышей в загоне удваивалось каждые 55 дней до 315 дня, когда темпы роста значительно снизились и началась третья стадия эксперимента

 В этот момент в баке проживало уже 620 мышей, и сформировалась определённая социальная иерархия. Появилась категория молодых самцов, не нашедших для себя социальной роли и изгнанных в центр бака. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови.

Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях мыши жили долго и стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. После изгнания самцы ломались психологически, становились пассивными либо чрезмерно агрессивными.

Беременные самки становились менее защищёнными от случайных атак. В итоге они сами стали проявлять агрессию, которая проявлялась и по отношению к своим детям. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла максимума.

Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как её назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «Красавцы».

К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни.

«Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. 

Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая на 200 дней превышал верхнюю границу репродуктивного возраста.

Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре опустилось до 0.

Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка ресурсов. Мыши стремительно вымирали, и на 1780 день умер последний обитатель «мышиного рая».

Объясняя произошедшее, Кэлхун провел прямую аналогию с человеком. Ведь ключевая черта человека — это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на самые примитивные функции, поглощения еды и сна.

Точно также многие современные мужчины, способны только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но дух их уже умер, что-то выражается в потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением. А за смертью духа неизбежно приходит вторая смерть – смерть тела.

Я думаю, выводы из эксперимента вы можете сделать и сами. Однако, касаясь нашей темы, они наглядно показывают, что изменение условий среды могут кардинально повлиять и на нашу личность и нас никак не спасут ни нашу врожденные качестве ни наши высшие моральные ценности и убеждения

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных