+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: Теории социальной идентичности или откуда берется дискриминация
26.05.2020

Когнитивная психология: Теории социальной идентичности или откуда берется дискриминация

26.05.2020

В данной статье мы рассмотрим каким образом формируются группы и почему люди склонны к социальной дискриминации и созданию социальных стереотипов

Всем привет. Мы с вами переходим к последнему разделу в нашем курсе по когнитивной психологии. К когнитивной социальной психологии, где мы рассмотрим то как наши когнитивные процессы влияют на социальные взаимодействия и наоборот, как социальные взаимодействия меняют нашу психику.

А я напомню, что основным постулатом когнитивной психологии является то, что мы преломляем поступающую к нам информацию через различные категории или схемы, а не просто реагируем на стимул. Так вот первым данный концепт к социальной психологии применил Анри Теджфел в своей теории социальной идентичности.

Теджфел заговорил о тех категориях, с помощью которых мы описываем самих себя и группу. Таким образом он заявил, что наше я включает в себя две основные подсистемы:

  1. личностную идентичность, которая определяется в терминах физических, интеллектуальных, личностных качеств человека
  2. и групповую идентичность (самоопределение человека определяется в терминах суммы его групповых ролей).

Для нас, конечно, наиболее интересна групповая идентичность и то, как она формируется. А формируется она с помощью процесса идентификации с группой

В основе социальной идентификации лежит 4 когнитивных процесса:

  1. Социальная категоризация - группировка объектов на основе их сходных признаков. Например, мы можем поделить людей на группы болельщиков или либералов, потому что все члены первой группы ходят на футбол, а члены второй группы голосуют за Жириновского.
  2. Социальная идентификации - процесс объединения себя с другими людьми, который опять же происходит на основе общих признаков, например мы также можем включить себя в группу болельщиков если ходим на футбол.
  3. Социальное сравнение – следующий процесс — это социальное сравнение, когда мы сопоставляем свою группу с другими людьми и группами;
  4. Наконец последний процесс – это межгрупповая дискриминации, когда мы устанавливаем различия между собственной и другой группами.

И как вы могли понять именно эти процессы лежат в основе формирования различных социальных стереотипов и дискриминации на национальной почве или на основе полового признака, что Теджфел и продемонстрировал на основе простого эксперимента.

В эксперименте испытуемому предлагалось распределить деньги между двумя людьми, но до этого этих людей и испытуемого вписывали в ту или иную группу с помощью незначимого признака, ну например любовь к тому или иному художнику или предпочтение острых и тупых углов в тестах на сравнение.

Таким образом в соответствии с теорией испытуемый мог идентифицировать себя с тем или иным человеком по данному признаку, не зная о нем ничего более.

И это предположение действительно подтвердилось. Как только дело дошло до деления денег испытуемый делил деньги не поровну как мог бы, но старался максимизировать прибыль в сторону мнимого челна своей группы. То есть он действительно и незаметно для себя идентифицировался с ним, и более того отстранился от противоположной группы, т.е. от второго человека, что и привело к дискриминации несчастного.

Сам же феномен был назван ингрупповым фаворитизмом или проще искажением в пользу своей группы — тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей группы.

Было открыто и иное искажение, связанное с процессом социальной категоризации, названное искажением в оценке гомогенности членов другой группы. Это искажение состоит в том, что люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.

И как вы опять же могли понять именно эти феномены и создают повод для национальной розни или для появления феминизма в обществе. И именно из-за этого мы считает, что все китайцы на одно лицо, а они думают тоже самое про русских смотря на нас.

А все, потому что мы идентифицируем себя с людьми на основе самых простых и очевидных признаков и мужчине проще идентифицировать себя с другим мужчиной, хотя с той или иной девушкой у него на самом деле может быть намного больше общего.

В дальнейшем же теория Теджфела получила развитие в концепции самокатегоризации Джона Тернера.

Тернер показал, что не только мы на основе наших внутренних категорий формируем группы, но и наоборот, внешние группы формируют наши внутренние категории, из которых затем рождается наше я. Идея здесь очень проста, идентифицируя себя с той или иной группой, которая называется ингруппой и дифференцируясь от других групп названных аутгруппами мы приписываем себе соответствующие характеристики.

Ну опять же если я включаю себя в группу психологов, то и я себя буду описывать как психолога. Такие параметры, которые мы себе приписываем были названы Я-концептами. «Я-концепты являются следствием категоризации, т. е. когнитивными представлениями о себе как о подобном индивидам внутри группы и отличным от представителей̆ других групп.

Также Тернер отметил, что в момент нашей идентификации с группой происходит так называемая деперсонализация восприятия. То есть мы перестаем воспринимать себя как отдельную личность и полностью отождествляемся с группой.

При этом люди начинают воспринимать себя и других как взаимозаменяемых и идентичных.  И именно поэтому в армии людей стараются максимально обезличить и приравнять друг к другу. Но именно отсюда берутся и альтруизм, и наше желание помочь кому-либо.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных