+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: власть и подчинение в экспериментах Стенли Милгрэма
21.06.2020

Когнитивная психология: власть и подчинение в экспериментах Стенли Милгрэма

21.06.2020

 В данной статье разбираем знаменитые эксперименты Стенли Милгрэма, посвященные изучению феномена власти и подчинения и разбору факторов социального давления

стэнли милгрэмЧто если я спрошу у вас, способны ли вы убить кого-то просто по приказу официального лица. Наверняка большинство из вас ответят, что никогда бы так не поступили, ни смотря ни на какие обстоятельства… Однако эксперимент Милгрэма показывает, что, отвечая таким образом, вы скорее всего солжете.

Стенли Милгрем решил проверить, что произойдет, если авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести, для чего он организовал один из самых жестких экспериментов в истории социальной психологии.

Два человека приглашаются в психологическую лабораторию Йельского университета.

Суровый экспериментатор в рабочем халате объясняет, что проходит первое в мире исследование влияния наказаний на процесс обучения.

В эксперименте требуется, чтобы один участник руководил другим участником, который заучивает слова, наказывая его за ошибки ударами тока возрастающей интенсивности.

Роли участников распределяются жребием. Один из участников, 47-летний мужчина с мягким характере ром, тянет первым и говорит, что у него на листке написано «ученик».

Он уходит в соседнюю комнату. А наш «Учитель», чтобы прочувствовать наказание на себе, подвергается легкому удару электрического тока, а затем видит, как экспериментатор привязывает «ученика» к стулу и укрепляет на его запястье электрод.

После этого «учитель» и экспериментатор возвращаются в главную комнату, где «учитель» занимает свое место у генератора тока с диапазоном от 15 до 450 вольт.

На переключателе стоят пометки: «слабый удар», «очень чувствительный удар», «удар, опасный для жизни» и в конце отметка «XXX».

Экспериментатор говорит, что «учитель» должен переключать генератор на одну ступень выше всякий раз, когда «ученик» дает неверный ответ. И процесс начинается

Ученик периодически ошибается и постепенно сила тока начинает расти. «Ученик» начинает вскрикивать уже на 75, вольтах. При 120 вольтах «ученик» начинает кричать, что разряды тока причиняют ему боль, а.… на 150 вольтах он взывает к сочувствию: просит выпустить и заявляет об отказе. При 270 вольтах его протесты сливаются в один непрерывный агонизирующий крик мольбы. При 300 вольтах из хрипа «ученика» с трудом можно понять, что он отказывается отвечать, а после 330 вольт он вовсе замолкает. И, конечно, учитель просит прервать процедуру, но экспериментатор заявляет, что отсутствие ответа должно расцениваться как неправильный ответ, а затем использует всего четыре фразы

Фраза 1: «Пожалуйста, продолжайте».

Фраза 2: «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали».

Фраза 3: «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали».

Фраза 4: «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Когда Милгрэм описывал эксперимент психиатрам, студентам и представителям среднего класса. Люди во всех трех группах предполагали, что они, скорее всего, перестали бы подчиняться уже на 135 вольтах. Понимая, что на такой ответ влияет еще и самооценка испытуемых, ученый спрашивал также, как далеко, по их мнению, могут зайти другие.

Практически, никто не ожидал, что участник сможет дойти до отметки «XXX», кстати интересно как бы на этот вопрос ответили вы зрители моего канала, можете написать в комментариях, но думаю цифра вольтажа тоже была бы не большой.

Однако, реальные результаты эксперимента были не столь радужными, ведь более половины людей дошли до смертельной отметки в 450 вольт. а, все, кто достигал этой цифры, подчиняясь команде продолжали нажимать снова и снова, пока их не останавливал экспериментатор.

Я, конечно, понимаю, что вы уже догадались что ученик был подставным актерам, который не получал никакого реально ущерба, однако, это не делает саму картину эксперимента менее плачевной.

Более того, получив такие результаты, Милгрэм сделал просьбы «ученика» еще жалобнее и убедительнее

Когда последнего привязывали к стулу, «учитель» мог слышать, как тот жалуется на слабое сердце, на что экспериментатор отвечал: «Хотя удары могут быть болезненными, они не причинят необратимых повреждений тканям».

Но и давление на жалость принесло мало пользы: 65 % участников подчинялись командам экспериментатора до самого конца.

Такая покорность испытуемых встревожила Милграма, а используемая им процедура встревожила, в свою очередь, многих социальных психологов (Viller, 1986).

Некоторые критики заявили, что Милграм в своих экспериментах проделывал с участниками то же самое, что, по их мнению, они проделывали с жертвами: мучил против их воли.

И многие «учителя» действительно испытывали стресс: они потели, дрожали, заикались, кусали губы и даже иногда разражались нервным смехом. Можно было бы предположить, что они получили психологическую травму

В свою защиту Милграм ссылался на важность данных уроков. Ведь он не только выявил, до какой степени люди подчиняются властным приказам, но и исследовал почву, на которой возрастает такое послушание. В итоге был выделен ряд факторов власти

1. Эмоциональная дистанция. Например, мы способны быть более жестокими если не видим жертвы и ее страданий.

2. Близость авторитета. Физическое присутствие экспериментатора также влияет на степень послушания. Когда Милграм давал указания по телефону, ему подчинился только 21 % испытуемых. А когда отдающий приказы находится в непосредственной близости, процент уступчивых наоборот возрастает. Если слегка прикоснуться к руке человека он склонен подчиняться еще больше.

3. Влияние оказывает и авторитет человека. Приказы должны исходить от человека с признанным авторитетом. В одном из вариантов экспериментов экспериментатор уходил из лаборатории. После ухода экспериментатора появлялся человек, которому отводилась роль «простого клерка». И этот «клерк» вдруг начинал командовать и таких случаях полностью отказывались подчиняться 80 % «учителей».

4. Легитимность власти. Все же власть человека должна иметь легитимное подкрепление. В частности, законность приказов в эксперименте поддерживалась за счет официально признанного авторитета Йельского университета. А в интервью многие участники отмечали, что, если бы не репутация университета, они бы таким приказам не подчинились.

5. Либеральное влияние группы. Милгрем решил исследовать и влияние конформизма на уровень власти. И если другие люди отказывались подчиняться, то и 90 % из участников делали также, вдохновленные примером партнеров.

 Интересной жизненной иллюстрацией применения данных принципов стал случай телефонных обманов, зафиксированный однажды в штатах. Человек звонил в организации, представляясь полицейским, и заявляя, что одна из сотрудниц преступница. После этого он заставлял связать эту сотрудницу и держать ее в помещении до приезда полиции, проводя ей различные досмотры и наказывая ее.

И это конечно не просто истории, ведь как часто и мы  вами и наши знакомые и особенно бабушки  дедушка ведутся на официальный авторитет, например, когда к нам приходят люди назвавшиеся сотрудниками тех или иных органов или когда нам просто звонят и заявляют что должны провести проверку каких-нибудь счетчиков, а потом мы попадаем на целых 500 рублей за ненужную процедуры.

А мы с вами поговорили о выдающихся экспериментах Милграмма. О закономерностях и факторах власти, которые он открыл. Для тех, кто интересуется данной темой могут также посоветовать фильм эксперимент 3.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных