+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: Эффект знакомства с объектом
27.02.2020

Когнитивные искажения: Эффект знакомства с объектом

27.02.2020

В данной статье мы узнаем почему люди более склонны доверять знакомым вещам и почему вы верим информации намного сильнее если она получена из разных источников

У пикаперов есть такой интересный способ подхода к незнакомой девушке. Предположим, вы находитесь с симпатичной вам особой на одном пляже. Что нужно сделать, чтобы сразу вызвать у нее симпатию. Для этого достаточно просто пройти мимо поздоровавшись и только через какое-то время подойти снова и уже затем начать разговор. И симпатичная вам особа будет уже намного больше предрасположена к вам.

Казалось бы, это очередная пикаперская дьявольщина. Ан нет, это реальный психологический эффект, который имеет названия эффекта знакомства с объектом.

 Искажение знакомства состоит в том, что мы проявляем симпатию к объекту лишь по факту знакомства с ним. А чем чаще нам предъявляется тот или иной объект, тем ближе он нам становиться и, тем больше мы ему доверяем.

Самые ранние известные исследования этого эффекта были проведены Густавом Фехнером в 1876 году. А полноценное обоснование провел Роберт Зайонц только в 1968.

Зайонц привел два вида доказательств в пользу существования эффекта знакомства

Первый вид доказательств был корреляционным. Было установлено, что существует связь между частотой появления определённых раздражителей и их оценочных значений.

Например, Зайонц сообщил, что слова с положительным смыслом имеют более высокую частоту использования в литературе, журналах и других публикациях. Таким образом, слово "довольно" используется чаще, чем "некрасивые". Аналогичные результаты были получены с цифрами, буквами, и другими нейтральными раздражителями. 

Зайонц также представил экспериментальные доказательства. Он провел эксперимент и показал, что слова, а также фотографии лица оценивают более благоприятно после того, как их показали участникам.

Но наверно открытие эффекта знакомства все же стоит приписать Чарльз Гетзингеру

Он провел эксперимент, используя эффект знакомства с объектом на своём классе в Орегонском университете. В класс пришел ученик в большом чёрном мешке, из-под которого были видны только ноги. Этот студент сидел за столом в конце класса. Эксперимент был направлен на то, как студенты будут относиться к чёрному мешку в соответствии с эффектом, который вывел Зайонц. 

Гипотеза ученого подтвердилась. Ученики в классе сначала смотрели на чёрный мешок с неприязнью, которая со временем переросла в любопытство, и в конце концов в дружелюбие. Таким образом, если студентам показывать чёрный мешок снова и снова, то их отношение к нему изменится.

И я думаю вы и сами часто наблюдали этот эффект в своей жизни. Например, когда человек сначала кажется вам неинтересным, но затем при знакомстве с ним вы проникаетесь к нему симпатией. А многие люди, завидев видео какого-то блогера типа меня сначала воспринимает все отрицательно, но посмотрев несколько роликов подряд начинают привыкать к манере подачи и к самом ведущему.  

Но, конечно, намного большее влияние данный эффект имеет в рекламе и СМИ. В частности, проводился эксперимент, где студентам предлагали читать статью с рекламным баннером на компьютере. И студенты оценили выше тот рекламный баннер, который появлялся чаще чем тот который появлялся реже и тот который не предъявлялся заранее.

И сколько бы вы не были уверены в том, что реклама на вас не действует я готов биться об заклад, что, приходя в магазин вы выбираете товар именно того бренда, с которым вы знакомы.

И, конечно, данный эффект активно применяют в политике и СМИ. Именно поэтому политиканы часто покупают не только телевизионные передачи, но и рекламу в социальных сетях. Ведь если мы привыкли заходить в какую-то группу вконтакте, а там еще и информация, которая дублируется по телевизору и в сети, то мы уже будем намного более склонны ей верить.

И кстати это еще одно дополнение к эффекту знакомства: мы доверяем информации не только из-за ее повторяемости, но и из-за того, что она исходит из разных источников. И, например, мы намного скорее поверим, что запад загнивают и все захватывают лгбт сообщества если мы не только 20 раз посмотрим рент тв, но и увидим ту же информацию в соц. Сетях и в Яндекс новостях. И очень часто мы даже не догадываемся что эта информацию проплачена.

Другое негативное следствие из этого эффекта – это то, что мы доверяем информации только потому, что она кажется нам знакомой, даже если мы уже забыли источник этой информации. И именно отсюда появляются люди, которые будут с упорством вам доказывать стопроцентную научность полезности гомеопатии, забыв о том, что статью в которой они об этом прочитали уже давно отозвали.

Таким образом рекомендую вам не просто реагировать на чувство знакомости, но и действительно анализировать информацию, которую вам предоставляют. А если вам не нравится человек или кому, то не нравитесь вы, то возможно просто стоит познакомиться поближе и тогда вы сойдетесь.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных