+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: феномен Баадера-Майнхофа или иллюзия частотности
02.03.2020

Когнитивные искажения: феномен Баадера-Майнхофа или иллюзия частотности

02.03.2020

Почему иногда, узнав какую-то новую информацию, вы начинаете встречать ее везде и всюду

Наверняка в вашей жизни случалась такая ситуация, что, узнав какую-то новую информацию, понятие, или объект вы неожиданно начинали сталкиваться с ними везде и всюду. 

Удивительно, но такие совпадения не случайны, они просто являются виной когнитивного искажения под названием феномен Баадера Майнхофа. И в отличии от большинства искажений названия, которым дают в честь психолога первооткрывателе, здесь ситуация иная.

Считается, что название данному феномену было дано с легкой руки читателя одной газеты. В комментарии к публикации, посвященной лидерам террористических движений Андреасе Баадере и Ульрике Майнхофу читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием данных лидеров, что и сделало этот эффект каноничным.

Что же подразумевает под собой этот эффект. Феномен Баадера — Майнхоф или иллюзия частотности — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, которая появляется вновь, спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

 

А ваше состояние при таком искажении будет напоминать состояние девушки, которая очень хочет купить себе сапожки и невольно обращает внимание на разные магазинные витрины. Или состояние голодного человека, который обращает внимание на любые варианты полакомиться.

Однако, в описанных случаях важнейшее значение имеют потребности и желание человека, в то время как случаи искажения вряд ли можно списать на наше непосредственное желание. Тогда как же работает искажение частотности.

Арнольд Цвики предположил, что иллюзия частотности является результатом совместного действия двух когнитивных искажений: селективного внимания и склонности к подтверждению своей точки зрения. Оба этих искажения мы уже с вами рассматривали, так что, если термины вам не знакомы рекомендую посмотреть о них на канале.

Так вот, при данном искажении вкратце происходит следующее. На самом деле мы могли постоянно в жизни встречаться с тем или иным информационным объектом, но не обращали на него внимания, просто потому что у нас просто не было понятия о нем.

Однако, если понятие или схема уже сформировано, то, как вы помните из нашего курса по когнитивной психологии, мы начинаем воспринимать мир через призму нашего опыта, т.е. в том числе через призму этого понятия или схему. А это значит, что мы ищем во внешней среде соответствие данному понятию и стараемся подтвердить наш опыт.

И мы действительно находим подтверждение, не потому что вновь узнанный объект стал появляться везде и всюду, а просто потому, что мы научились его замечать.

И тут вступает в работу иная особенность нашего мозга, который старается везде и всюду разглядеть определенные паттерны и закономерности. И конечно же он замечает такую странную вещь как появление объектов, связанных с только что выученным понятием. Мы же в конечном итоге получаем странное ощущение от подобных совпадений.

Хотя все можно просто на просто списать на то что мы намного больше внимания уделяем совпадениям самим по себе. И мы скорее обратим внимание и запомним именно тот сон, который совпал с реальными событиями и назовём его вещим, чем обратим внимание на тысячи других снов, которые так и не реализовались.

Можно ли сказать, что этим данный феномен и ограничивается, никак не оказывая влияния на нашу жизнь?

На самом деле нет, иллюзия частотности может быть использована как целенаправленно, так и сама по себе оказать влиять на нас.

В частности, целенаправленно феномен, конечно, используется в маркетинге и сам факт предъявления нам тех или иных брендов и ярких лозунгов приводит к тому, что мы будем склонны обратить внимание на продукты этой самой фирмы.

Однако, часто этот эффект имеет и другую практическую значимость. Например, врачи, узнав о какой-то болезни, будут склонны чаще замечать эту болезнь и пытаться диагностировать именно ее, и это в том числе может привести и к ошибкам.

Наконец феномен частотности может эффективно использоваться и в психотерапии. В частности, в процессе психотерапии человек изучает свои собственные паттерны поведения и мышления, а также научается посмотреть на вещи по-другому. И затем, когда человек выходит в жизнь, он будет склонен замечать у себя эти самые проблемные паттерны, на которые он раньше мог и не обратить внимания, а это уже позволяет ему скорректировать свое поведение.

Таким образом не стоит удивляться, если, посмотрев этот выпуск вам постоянно начнет попадаться информацию про иллюзию частотности. А если ваш сон сбылся – это еще не значит, что вам пора на канал ТНТ.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных