+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: инерция мышления и Эффект узких рамок
16.02.2020

Когнитивные искажения: инерция мышления и Эффект узких рамок

16.02.2020

Думаю все вы хотите быть ну или считаете себя креативными. И все вы догадываетесь, что креативность – это способ выходить за привычные рамки нашего мышления. Однако, вы наверняка сталкивались и с тем, что выйти за эти рамки не так уж и просто и креативность для нас является не такой уж простой задачей.
А все дело в инерции нашего мышления - нам очень тяжело выйти за рамки собственных установок.

И для иллюстрации этого я вам задам небольшую задачку. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? 

Самые умные люди ответили, что она должна двигаться со сверхзвуковой скоростью и были восхищены своей догадкой. Но есть и другой верный вариант ответа, это то, что скорость собаки должна быть равна нулю, таким образом собака просто будет стоять на месте. И я думаю, что уже намного меньше людей догадались до этого варианта.

Почему же так произошло и в чем сложность додуматься до этого варианта. А дело опять же в наших когнитивных искажениях, а в частности в эффекте узких рамок, который, кстати, может порождаться различными причинами.

В частности, в данном случае мы предполагаем, что на нас повлиял эффект установки, которая была сформирована за счет определенной формулировки данной нам задачи. Ведь, для нас вопрос с какой скоростью должен двигаться объект уже предполагает, что он все-таки должен двигаться, и о том же нам говорили все похожие задачки в школе. И именно поэтому наш опыт не дает нам подойти к вопросу креативно

Хотя наверно эффект узких рамок даже в большей степени будет проиллюстрирован следующей загадкой. Ваша задача в данном случае всего тремя линиями, не отрывая их друг от друга провести через все точки в данном квадрате.

Ответ здесь достаточно неочевиден и даже не поместиться на ваш экран, однако все очень просто, вы как вариант можем провести линии через края точек так что в какой- то момент за пределами квадрата они всё-таки сойдутся и тогда мы сможем объединить все точки. Кстати, у этой же задачки насколько я помню есть еще одно решение, но я забыл, что это за решение, и, если вы его найдете можете написать в комментах.

Таким образом эффект узких рамок может задаваться различными формулировками, которые предполагают создание определенных установок на решение задачи. Например, если бы в задаче про собаку я спросил не с какой скоростью она должна двигаться, а должна ли она стоять или двигаться или с какой скоростью от 0 до 100 она должна двигаться, тогда бы вы восприняли задачу совершенно по-другому.

И именно поэтому простой способ повысить свою креативность – это попытаться по-другому сформулировать задачу.

Второй механизм возникновения подобных рамок, который тесно связан с предыдущим, является опора на стереотипы в нашем опыте. Приведу простой пример.

Однажды на собеседовании мне дали задачу, где надо было рассчитать сколько времени семье понадобиться на переход через мост, если он находится в темноте, а фонарик может нести только один человек и при этом переводить по мосту другого. Папа переходит мост 10 минут, мама 5, а сын 2.

Любой нормальный человек будет решать данную задачку за счет математики складывая время прохождения по мосту разных людей. Я же решил проявить креативность и сказал, что они могут просто перекидывать фонарик друг другу с разных сторон моста и тем самым сэкономить время. Из-за подобной креативности меня и не взяли на работу.

Идея же здесь в том, что любую задачу, которая соответствуют хоть какому-то нашему опыту, мы скорее будем решать в соответствии с этим опытом.

И с этим эффектом наглядно связана иллюзия функциональной закрепленности. Склонность использовать предмет лишь таким образом, каким его традиционно используют.

Наглядно данный эффект демонстрировал Карл Дункер в своих задачах на креативность. В одной из таких задач он предлагал испытуемым приклеить свечу к стене. А в качестве инструментов им давалась коробка со спичками и коробка с кнопками. Люди долго пытались так или иначе закрепить свечу на стене либо просто обмазав ее воском, либо используя кнопки. Но решение было намного проще, надо было лишь взять коробку из-под кнопок закрепить свечу в ней, а затем саму коробку закрепить на стене.

Проблема лишь в том, что испытуемые не могли воспринять коробку как отдельный инструмент, а рассматривали ее лишь стандартным образом как вместилище для кнопок.

Однако, стоит положить кнопки отдельно и коробку отдельно, как испытуемые сразу догадываются что коробку можно использовать в качестве инструмента.

Точно также эффект функциональной закреплённости быстро пропадает если давать серию подобных задач. Люди просто понимают, что к решению надо подходить с фантазией.

Ну и еще один интересный факт состоит в том, что эффект функциональной закрепленности не наблюдается у маленьких детей и они способны использовать любые предметы по любому назначению.

А это говорит нам о том, что чем старше мы становимся, тем в большие рамки мы себя вписываем. Что подтверждается еще одним эффектом – эффектом профессиональной деформации, который состоит в том, что со временем психика человека меняется под влиянием профессии, и он начинает смотреть на многие вещи именно как специалист, а не как обычный человек.

Например, психолог при разговоре с вами будет замечать ваши психологические проблемы, а монтажер будет замечать все недочеты просматривая видеоролики на ютубе.

Ну а единственным способом избежать эффекта узких рамок – это попробовать посмотреть на проблему как ребенок с чистого листа и переформулировать задачу таким образом, чтобы она не активировала призму вашего опыта.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных