+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: прайминг-эффект
08.01.2020

Когнитивные искажения: прайминг-эффект

08.01.2020

Все вы знаете, что люди склонны искажать информацию через призму своего опыта. Но вопрос в том, может ли кто-то другой нам создать данный опыт, так чтобы он определил наше поведение в последующем незаметно для нас. И очевидно, что если бы это было невозможно, то я бы не написал эту статью. 

Представьте себе, что вы сидите в коридоре университета перед важным экзаменом, волнуетесь, и тут к Вам подсаживается человек, который затевает с вами отстраненный разговор. Например, он может рассказать вам как было бы здорово стать преподавателем и заниматься научной работой. Или же о том, как классно ходить на рок концерты и слемиться там с другими слушателями. Поговорив с вами три минуты он уходит, а чуть позже начинается экзамен.

Как Вы думаете, мог ли этот небольшой разговор повлиять на Ваши результаты на экзамене? Как ни странно, мог. Исследования показали, что Студенты которые говорили о научной деятельности в среднем ответили на 56% вопросов экзамена, а студенты говорившие о концертах – только на 43% вопросов, а ведь это разница между пройденным и заваленным экзаменом.

В чем же секрет? Приведу еще один пример.

В начале XX века вратарь Франтишек Планичка славился умением отбивать пенальти даже лучших футболистов. Когда в его ворота назначали пенальти, он как бы от огорчения срывал с головы кепку, швырял её в ворота и занимал свою позицию. И в итоге девять раз из десяти футболист команды противника бил именно в тот угол, куда улетела кепка вратаря. Как будто вратарь как-то влиял своей кепкой на футболиста.

И это действительно так. Секрет же психологическом эффекте, благодаря которому можно оказывать влияние на нашу реакцию на тот или иной стимул предъявляя до этого иной стимул. Данный эффект и был назван прайминг эффектом. Он предполагает, что если какие-то два события следуют одно за другим, впечатления от первого события повлияет на впечатления от второго, даже если логически они никак не связаны.

 

Кстати, этот эффект мы уже с вами как-то обсуждали в нашем курсе, когда говорили о сетевых теориях и экспериментах в восприятие.

Например, оказалось, что если человеку предъявить сначала одно слово, а затем тоже самое слово или похожее на него, то человек намного быстрее распознает его. Так, сначала я произнесу зеленый, а затем попрошу вас назвать мне цвет зеленого квадрата или попрошу вас распознать слово трава или лужайка.

Уже на уровне поведения данный эффект исследовался в работах нашего ученого Узнадзе, и в рамках экспериментов с эффектом установки.

А например, Один из самых известных экспериментов в сфере прайминга заключался в следующем: людей просили написать на листке бумаги последние две цифры своего паспорта, или крутануть рулетку и записать номер, который выпадет. После этого им показывали какой-то товар и просили их назвать его наиболее вероятную цену.

Выяснилось, что цифры, записанные участником в первой части эксперимента, нередко появлялись и во второй части. Если на рулетке выпадало число 14, то пятью минутами позже человек говорил, что плюшевый медвежонок должен стоить в магазине 14 рублей.

Логики в этом нет никакой – просто предыдущий опыт влиял на последующий. И да то, что я сейчас описал похоже на эффект, привязки который мы обсуждали с вами в прошлый раз. И действительно эффект привязки можно считать частным случаем прайминга.

Праймингом очень часто пользуются в кино, когда задают тон картины его используют и в обычной речи. Его могут использовать как осознанно, так и неосознанно.

Например, в еще одном эксперименте, выделили студентов, которые вышли из какой-то проблемной среды. Их разделили на две группы. Одна просто проходила экзамены, а студентов из второй группы перед экзаменом преподаватель спрашивал: «Ты ведь родом из Гарлема (сидел в тюрьме, принимал когда-то наркотики), верно?» – и только после этого выдавал листки с заданием.

И оказалось, что вторая группа гораздо хуже справлялась с заданиями экзамена, причём совершенно неважно, по какому предмету был экзамен. Напоминание о неблагополучном прошлом мгновенно переключало студента на мысли о проблемах, недостатках и слабых сторонах, и как следствие не позволяло решать задачи. И именно поэтому мы порой действительно способны подогнать людей под свои собственные стереотипы.

Эффект прайминга активно используется в гипнозе. Например, само представление человека в качестве гипнотизера уже порой достаточно, чтобы человек поверил и погрузился в гипноз. А те же внушения также строятся на прайминге и способны в последующем направлять наше восприятие.

Ровно также можно управлять и эмоциональным состоянием человека. В одном известном эксперименте людям предлагали сыграть в игру, где надо было вытаскивать из колоды карточки с разными словами и раскладывать их, затем, им предлагали высказать своё мнение по поводу одного из политиков. Однако половине участников эксперимента подсовывали карточки с агрессивными словам типа «убийца», «война», а второй половине – карточки со словами нейтральными («погода», «переместить»).

В результате, оценки людей, которым показывали агрессивные карточки, сами оказывались гораздо более агрессивными, резкими и оценочными, чем высказывания людей с нейтральными карточками.

Но, конечно, прайминг это не какой-то жесточайший способ массового контроля. Да нам показывают передачи про загнивающий запад, и может даже на кого-то это действует, но в целом если вы подходите к вопросу рационально вы вряд ли отдадитесь во власть этому искажению.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных