+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: проклятие знания
21.01.2020

Когнитивные искажения: проклятие знания

21.01.2020

 В этой статье вы узнаете почему нам так сложно объяснять простые истины другим людям

Если кто-то из вас занимается преподаванием или просто иногда пытается что-то объяснить своим знакомым или друзьям, то вы наверняка могли заметить, что порой неспособны им объяснить совершенно элементарные вещи. Но возможно вы попадали и в противоположную ситуацию, когда человек упорно старается передать вам целое нагромождение информации, заявляя, что вы не способны понять простые истины.

Причина этого кроется в когнитивном искажении, которое учеными романтично назвали проклятием знания.

Проклятие знания – это феномен заключающегося в том, что более информированным индивидам крайне сложно рассматривать проблему с точки зрения менее информированных личностей.

И происходит это, потому что более знающий при объяснении той или иной информации, будет исходит из того, что слушатель уже обладает определённой информационной базой для восприятия.

Например, когда я в данной статье так легко произношу термин когнитивное искажение, я уже как бы подразумеваю, что читатель его знает, хотя бы потому что он читал предыдущие статьи, однако, вполне может оказаться так, что мой читатель совершенно случайно набрел на данную статью и, например, термин когнитивный ему совершенно непонятен, а отсюда не будет понимания и всего ролика.

Такому зрителю я могу лишь порекомендовать смотреть курс на YouTube с самого начала, а сейчас мы продолжим говорить об искажении.

Проклятие знания было достаточно легко продемонстрировано в эксперименте, который В 1990 году провела психолог Элизабет Ньютон. В рамках него одни участники должны были выстукивать по столу ритм известной песни, а другие угадывать её название. И первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. В среднем они называли вероятность в 50%. На деле же из 120 песен слушатели угадали всего лишь три. То есть настоящая вероятность составила 2,5%. А дело в том, что стук дополнял мелодию, которую человек прокручивал в голове и он просто не мог поверить, что его собеседник ее не узнает.

Однако, сам термин «проклятие знания» впервые был описан экономистами Лёвенштейном и Вебером, которые решили опровергнуть классическую парадигму о том, что более информированные участники рынка способны предугать действия менее информированных.

И они действительно описали ситуацию на рынке, когда более знающий участник не может предугадать поведение менее информированного участника, из-за чего более знающий часто оказывается в проигрыше: он полагает, что его контрагент будет поступать согласно информации, доступной ему самому, но тут-то и вмешивается «проклятие знания» ведь контрагент совсем не обязательно обладает тем же объемом информации, и поэтому его решения предугадать не так-то просто.

Что еще интереснее так это то, что проклятие знание распространяется не только на ситуацию взаимодействия с другими, но и на нас самих. А проявляется это за счет ретроспективного искажения еще одного искажения которое мы будем с вами обсуждать.

Например, мы вполне можем представить себе профессионального спортсмена, который удивляется нелепости движений новичков. Но дело в том, что ровно точно также люди оценивают и собственное поведение в прошлом.

 

Мы склонны рассматривать самих себя в прошлом как людей с тем набором знаний что у нас имеется сейчас. И именно поэтому мы, например склонны обвинять себя в тех или иных ошибках или в том, что не смогли предотвратить то или иное событие. Ведь с нашими текущими знаниями мы бы вполне могли все изменить.

Таким образом данное достаточно простое когнитивное искажение может вести к серьезным последствиям, причем не только на уровне отдельного индивида, но и в рамках рыночной экономики и конечно же в рамках политики.

Однако я надеюсь, что теперь вы будете более внимательны к себе и сможете избежать проклятия знания.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных