+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивные искажения: систематическая ошибка различения
30.01.2020

Когнитивные искажения: систематическая ошибка различения

30.01.2020

Случалось ли вам когда-то сожалеть что при выборе между двумя товарами вы купили более дорогой или возможно, наоборот когда-то вам пришлось купить товар более дешевый, а он оказался ничем не хуже более дорогого варианта.

Почему же так произошло?  Если вы подумали, что дело в самом товаре то я вас разочарую, причина совсем в другом. Причина в когнитивном искажении, которое носит название Систематическая ошибка различения.

Систематическая ошибка различения – тенденция воспринимать два варианта как более различные, когда они реализуются одновременно, чем когда они реализуются по отдельности

И казалось бы, что я вообще только, что сказал. На самом же деле все очень просто.

Дело в том, что, когда мы непосредственно и прямо сейчас сравниваем друг с другом какие-либо два варианта мы в намного большей мере концентрируемся на минимальных различиях между ними и крайне чувствительны к ним. Но если мы будем реализовывать каждый из вариантов отдельно мы скорее всего не заметим никакой разницы.

Приведу пример. Представьте, что вы выбираете новый телефон и сравниваете айфон за сто миллиардов рублей с каким-нибудь хорошим китай-фоном за тысяч 20-30. Мы смотрим характеристики и изучаем их, а возможно даже проводим тест драйв устройств. И мы видим, что айфон действительно лучше, у него мощнее процессор, лучше камера, да и работает он быстрее. И это не просто написано на бумажке, но это реально заметно при сравнении.

И мы уже решаемся купить продукцию дьявольской корпорации, но оказывается, что все айфоны раскупили богатые дядьки для своих дочек жен и любовниц и вам приходится брать чудесное изделие китайского производства. Мы приходите с ним домой и что же получается. Получается, что новый телефон не особо то и отличается от айфона и работает он быстро и камера сносная, да и вообще вы оказываетесь полностью довольны своей покупкой. Почему же так произошло? Да мы уже проходили с вами эффект оправдания покупки, и вы с полной уверенностью можете заявить, что виной всему именно он. Но все-таки здесь имеет свой вес и ошибка различения.

Дело в том, что отличия между айфоном и китайфоном на самом то деле минимальны. Да айфон загружается на полсекунды быстрее и делает фотографии чуть лучше, однако эти отличия становятся просто незаметны и незначимы, когда вы просто пользуетесь своим телефоном в повседневной жизни. А отсюда получается, что потеряв возможность купить айфон вы сэкономили достаточно много денег.

Но если любители яблока уже обиделись на меня, то я бы мог сказать тоже самое и про дорогой самсунг, а для сравнения мог бы привести как вариант выбора китайфон не за 30 тысяч, а за 60, например, который уже действительно мало чем отличается от айфонов и самсунгов но все равно стоит в два раза дешевле.

А теперь еще представьте, что я говорю не про телефоны, где все решается брендом, а про телевизоры, где бренд для нас обычно не столь важен. Соответственно и даное искажение здесь будет обнаружить намного легче.

А все опять же почему, да потому что мы склонны переоценивать минимальные различия, у вариантов которые мы сравниваем между собой, а как только выбираем и используем один из них это искажение просто перестает работать.

Но ведь этот эффект не просто о наших покупках и об экономии денег, ведь он часто определяет и наше счастье в целом.

Представьте себе, что вам дан выбор, либо вспомнить что-то хорошее и получить за это одну конфету, либо вспомнить что-то плохое из своей жизни, но получить целых три конфеты. Что вы выберете?

Я очень удивлюсь если это будет не второй вариант, ведь две трети людей участвовавших в эксперименте с данной дилеммой выбрали именно его, как собственно сделал бы и я. И действительно почему бы не получить целых три конфеты за какое-то простое воспоминание.

А теперь подумайте, почему большинство выбрало именно этот вариант, а главное зачем? Очевидно, что все мы просто хотим получить удовольствие от конфет, а три конфеты — это, казалось бы, в три раза больше удовольствия.

Однако, как оказалось люди, которые выбирали три конфеты в итоге были менее счастливы из-за своих воспоминаний. Но опять же почему мы сделали именно такой выбор.

А дело здесь в том, что нам достаточно сложно соотносить конкретные характеристики объектов, с таким абстрактным качеством как счастье и именно поэтому мы всегда склоняемся к большим величинам в нашем выборе.

Например, мы выбираем профессию с большей заработной платой, ищем квартиру с большей площадью, покупаем машины большей мощности. Но делает ли это все нас счастливее, это большой вопрос.

Как же нам обойти данное искажение.

Ну во-первых не сравниваете вещи по характеристикам и бок о бок. Например, при покупке акустики, намного лучше будет послушать каждый набор отдельно, а не сравнивать их показатели по листочку.

Во-вторых, определитесь в своих целях, для чего конкретно вам нужен тот или иной предмет. И если телефон вам нужен лишь для того, чтобы по нему звонить, вряд ли имеет смысл тратить на него более 20 000.

В-третьих, не спешите менять старые вещи на новые, даже если ваш айфон уже не актуален, ведь мы привыкаем к вещам и лишь поэтому наслаждение от них склонно угасать с течением времени, но ведь от этого они не теряют своих качеств.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных