+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Лидерство в системе компетенций руководителя внешнеторговой организации.
27.09.2019

Лидерство в системе компетенций руководителя внешнеторговой организации.

27.09.2019

Работа посвящена разработке структурной модели взаимодействия лидера с группой, как элемента инструментов формирования компетенций руководителя. Статьяпредполагаетрассмотрениекомпонентоввзаимодействиялидерасгруппой.

 

Современная ситуация заставляет обращать все больше внимание на неформальное взаимодействие в организации, что предполагает концентрацию на формировании таких компетенций у руководителя, которые бы позволили ему повысить эффективность неформального взаимодействия в группе. Одной из таких компетенций является способность к лидерству.

В зарубежной практике, уделяется большое внимание изучению феномена лидерства, а также разработке способов формирования лидерских качеств. В российском менеджменте технологии повышения эффективности групповых процессов находятся только на этапе внедрения в управление. Специфика российских исследований состоит в том, что наибольшее внимание уделяется, не только социальному и формальному аспектам, но и психологическому, а в частности психологии малой группы.

Главная проблема изучения феномена лидерства в менеджменте, состоит в том, что оно не изучается в отрыве от самого менеджмента. Заказ на исследования лидерства производят крупные компании, для оптимизации системы менеджмента именно данных компаний. Однако, при изучении групповых процессов в формальной среде, процессы лидерства ограничиваются этой самой формальной средой.

Такая позиция подразумевает разработку способов формального взаимодействия между руководителем и подчиненным, при котором руководитель оценивая поведение подчиненного создает для него стимулы, на которые он должен среагировать наиболее эффективным образом, что является прямым проявлением бихевиоризма, направленного лишь на внешнее взаимодействие, и не придающего значения внутренним факторам.

Отходом от этой позиции послужили харизматическая теория лидерства, которая снова перевела акцент внимания на личностные факторы, и теория трансформационного лидерства, внимание которой направлено на создания мотивации у работников за счет той же харизматической личности лидера и его поступков, а также создания миссии и развития самих последователей.

Здесь появляется другая проблема. Все вышерассмотренные концепции направлены на нашу рациональную сферу деятельности. Очень мало внимания уделяется эмоциональной сфере, а также сфере невербального взаимодействия. Первая рассматривается Даниэлом Гоулменов (Daniel Goleman)[1], но он не дает конкретных указаний на применения эмоционального интеллекта в лидерстве, и как правило его концепция притягивается к феномену лидерства только опосредованно.

Еще одна проблема – это отсутствие направленности на раскрытие причин и механизма лидерства. При этом непонятно, как можно добиться максимальной эффективности от процесса, которого не понимаешь.

В данной статье приводится попытка рассмотрения причин и механизма лидерства. Лидерство будет рассматриваться нами в отрыве от формальной среды. При создании данной модели использовались междисциплинарные исследования с упором на использование зоопсихологии, сравнительной психологии и этологии в целях анализа процесса лидерства.

Понятие лидерства

Лидерство – это продукт не только человеческой рациональности, но и результат долгих лет эволюции, проявляющейся в поведенческих и эмоциональных компонентах нашего взаимодействия.

У социальных животных лидерство проявляется в системе иерархии сообщества и отношениях доминирования. Если пойти еще дальше, то мы можем наблюдать лидерство, как форму разделения труда уже у насекомых. Наконец, лидерство может пониматься, как форма конформизма, при которой группа копирует поведения одного из ее членов, что наблюдается даже у бактерий.

Данные определения были приведены, чтобы расширить представление о лидерства, как о комплексном явлении, так как, все вышеназванные формы поведения остаются верными и для человека если опираться на этологическое учение, а также данные современной науки.

Физиологическая основа структурной модели лидерского взаимодействия.

Наибольшую роль в развитии человека играло развитие его психики. Исходя из позиций материализма, можно сказать, что психика является продуктом нашего мозга. Поведение, в том числе и социальное, является продуктом психики. Основываясь на предпосылке, что наш мозг является продуктом эволюции мозга животных, мы можем проследить саму эволюцию, мозга в соотношении с социальным поведением.

Так как данная работа не посвящена вопросам физиологии, схематическое рассмотрение мозга будет упрощено. Для этого мы воспользуемся триединой моделью мозга Поля МакЛина (Paul D.MacLean). Автор модели разделяет мозг на три части. У человека все три части развиваются именно в таком порядке:[2]

  1. Древний мозг (ретикулярная формация) отвечает за безусловные рефлексы. Основными носителями этой части являются рептилии. Таким образом, речь идет о нашем центре инстинктов, который, в частности, управляет нашими агрессивными пищевыми и сексуальными реакциями[3].
  2. Лимбический мозг (средний мозг)появляется у птиц и низших млекопитающих, позволяя им преодолеть безусловные рефлексы, которые могут стать недейственными в новых ситуациях. Участвует в процессах запоминания и управления нашими эмоциями. Лимбическая система придает эмоциональную окраску полученному опыту, закрепляя успешное поведение, и отторгая неуспешное, то есть отвечает за условные рефлексы.
  3. Неокортекс (кора больших полушарий) отвечает за высшую нервную деятельность. Отдел наиболее развит у человека и определяет его сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи, строится образ окружающего мира, развивается речь и письменный язык[4].

Эволюция социального поведения

Для объяснения процесса лидерства стоит проследить эволюцию социального поведения. Под социальным поведением понимают различные формы поведения. Многие не признают, например, простейший конформизм именно социальной формой поведения. В основном, социальное поведение приписывают только «социальным животным». Нам же важно проследить развитие поведения, в которое включалась вся группа. Такое поведение мы и будем дальше называть социальным или групповым, а сами социальные образования (стада, стаи и т.д.), для простоты, будем называть группами.

Простейший конформизм.

Конформизм может обеспечить выживание в группе, той особи, которая бы не смогла выжить в одиночку. Определённая форма конформизма наблюдается уже у вирусных бактерий, которые объединяются с целью либо нападения, либо с целью защиты, от воздействия внешней среды (например, антибиотиков)[5]. В этом проявляется защитная функция социального поведения. Для животного ориентация на поведение других членов группы или стада является витальной потребностью, как только одна особь видит, что все остальные убегают, она тоже начинает бежать.

Также объясняется и конформное поведение человека: ориентация на мнение других помогает ему избежать опасности (конечно, для человека такое поведение не настолько значимо). Инстинктивно человек ориентирован на мнение большинства, которое далеко не всегда оказывается верным, однако конформное поведение помогает ему вести себя адаптивно.

Конформизм у животных предполагает, что животное ориентируется на поведение других членов группы. Чтобы это происходило, необходимо, чтобы один из членов группы инициировал это самое поведение. В данном случае лидером можно назвать именно такого инициатора, под которого подстраиваются остальные.

Интересно, что на раннем этапе у животных мозг не развит настолько, чтобы проводить рациональную или эмоциональную оценку, т.е. конформное поведение осуществляется по схеме классического бихевиоризма на уровне безусловных рефлексов.

Наличие конформного поведения у человека продемонстрировано во множестве экспериментов. Практически все исследования конформизма (например, эксперимент Соломона Аша[6]) показывают высокую вероятность, получения определенный реакции, на представленный стимул в виде группового мнения. Эти эксперименты, периодически критикуются, под предлогом отсутствия внутреннего согласия у испытуемого с мнением окружающих, что лишь подтверждает предположение об инстинктивности конформного поведения.

На данный момент проводятся исследования с целью найти отдельные участки мозга ответственные за конформное поведение у человека. Например, в одном из экспериментов удалось связать зону клювовидного пояса и прилежащих ядер с конформным поведением в области оценки привлекательности лиц[7].

Исследователи в области конформизма воспоминаний привязали, рассматриваемый феномен к гиппокампу и миндалине[8], важнейшим отделам эмоционального мозга. Еще одна гипотеза, разработанная В. Ключаревым, предполагает, что при конфликте с мнением большинства мозг выдает сигнал ошибки, который заставляет индивида изменить свое мнение[9].

Кооперация и разделение труда.

Кооперацию хорошо наблюдать на примере отдельных видов насекомых. Это относится, прежде всего, к муравьям и пчелам. Именно эти животные проявляют кооперацию, объединяясь в совместной деятельности для согласованного поиска пищи, защиты от врагов, охраны территории и др.[10]

У насекомых также наблюдается и разделение труда. Высокоорганизованные пчелы имеют в группе одну матку (царицу), рабочих пчел и трутней. Такая структура подразумевает получение определенного места в обществе, за счет тех функций, которые выполняет отдельный представитель группы.

Такое же явление можно наблюдать и у людей, когда группа готова почитать или защищать отдельного человека, за ту функцию, которую он играет в данной группе, и за его уникальные навыки. 

Хотя перенос на людей таких отношений, является скорее сравнительным, поскольку развитие, рассмотренных видов насекомых, является отдельной эволюционной веткой, это не опровергает эффективности подхода. Генетически в человеке, всегда заложены определенные задатки и свойства (например, темперамент), что указывает на природную предрасположенность к разделению труда. При этом разделение труда, наблюдается и на следующем этапе развития, рассматриваемом в статье.

Групповая иерархия.

У общественных видов животных основной системой регулирования взаимоотношений внутри сообщества является групповая иерархия. Она устанавливается в ряде схваток, либо с помощью ритуализированных действий.  Борьба за иерархию происходит, в результате борьбы эмоций страха и агрессии внутри одной особи.[11] В схватке постепенно преобладает либо страх, и особь отступает либо агрессия, и отступает уже соперник. Если у соперника, также преобладает агрессия, то животные выясняют отношения физическими средствами. После этого устанавливается стабильная иерархия, изменения в которой могут происходит под влиянием отдельных факторов.

Подобная упорядоченность в группе оказывается весьма функциональной, так как ведет к уменьшению энергетических и психических затрат, возникающих при постоянной конкуренции и выяснении отношений.[12]

Поскольку иерархия является также и продуктом предыдущих этапов социального развития, она представляет собой не только деление особой по вертикали, но также включает и ролевое поведение представителей группы. 

На этапе иерархического сообщества наибольшую роль играет лимбическая система, отвечающая за условные рефлексы и наделяющая животного большим арсеналом невербальных средств коммуникации[13].

Важно, что лимбическая система, образовавшись, не функционировала отдельно, а была, как бы продолжением мозга рептилий, только теперь стимул не вызывал реакцию мгновенно, а сначала проходил эмоциональную оценку.

Наличие иерархии в группе людей, также не поддается сомнению. В частности, одной из часто используемых в сфере управления персоналом теорий распределения ролей в управлении является теория Рауля Шиндлера (Raoul Schindler),который выделил следующие групповые роли:

  1. «Альфа» — лидер группы: побуждает к активности, составляет программу, направляет людей, укрепляет в них уверенность. Независим от группы, его цели являются целями группы.
  2. «Бета» — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает.
  3. «Гамма» — преимущественно пассивные, легко приспосабливающиеся члены группы, стремящиеся сохранить свою анонимность, часто подсознательно отождествляют себя с «альфой».
  4. «Омега» — «крайний» член группы, который отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха.[14]

Данная иерархия практически полностью соответствует иерархии приматов (т.е. она не просто является переносом терминов из одной области в другую), конечно, при учете специфики человека, как вида.

Мы не ограничиваемся эмоциями страха и агрессии. Например, классификация Э. Титченера (Edward Titchener) эмоций базируется на континууме удовольствия и неудовольствия. Эмоция удовольствия заставляет привязываться к объекту и поощряет определённое поведение, соответственно эмоция неудовольствие приводит к противоположному эффекту. Рассмотрение отношений привязанности, также важно при рассмотрении стилей лидерства. На этом этапе формируется эмоциональный компонент лидерства.

Лидерство

Предполагается, что этап лидерства включает в себя все предыдущие этапы, с добавлением отдельных элементов свойственных только человеку.

Наиболее важным отличием человека от его предков является более высокоразвитая нервная система. Развитие коры головного мозга, позволило человеку прогнозировать свои действия, а также пользоваться внешними средствами. Необходимость создания средств в ходе эволюции человека обосновал Л.С. Выготский, расширив стандартную схему бихевиоризма[15].

Вполне правомерным является предположение, что создание формальных иерархий, является средством для реализации человеком иерархического инстинкта.

          Данные средства также позволяют человеку сознательно регулировать свое поведение и тормозить рефлекторную реакцию. Становится не так просто установить иерархию в группе с помощью лишь доминантного поведения, так как человек проводит еще и рациональную оценку внешнего стимула. Если получатель стимула наблюдает доминантное поведение, но, при этом, находит слова отправителя абсурдными, его стремление к подчинению быстро угасает.

Групповая иерархия несет в себе определенные выгоды, заложенные природой, но они не могут быть просчитаны животным, для него удовлетворение иерархического инстинкта является конечным этапом. Для человека все иначе, хотя на инстинктивном уровне достижение лидерства может стать конечной потребностью, на рациональном уровне, человек просчитывает ради чего он совершает тот или иной поведенческий акт, таким образом удовлетворяя и еще ряд потребностей.

В итоге, у человека появляется новый компонент лидерства – когнитивный, предполагающий рассмотрение лидерства, как средства достижения конкретной цели. В этом случае человек осознанно и добровольно принимает роль последователя, или лидера. Именно в этом ключе разрабатывается большинство теорий лидерства, рассматривающие наиболее эффективные способы обучения и руководства.

Однако такое лидерство, не влияет на мотивацию относительно самого лидерства. Получается, что человек будет играть роль последователя ровно до того момента, пока лидер не прекратит удовлетворять его личным целям.

Вторым минусом такого изолированного подхода является, исключение из внимания неформальных аспектов взаимодействия.

Таким образом, в споре о том, является ли лидерство продуктом эволюции, или же отличительной чертой человека, как вида, как часто бывает, верной можно признать только промежуточную позицию. Нельзя полностью сводить поведение человека к животным проявлениям, но при этом, невозможно отрицать и природную, иррациональную сторону нашего бытия.

Первая причина состоит в том, что наш мозг работает, как целостная система, и когда человек получает определенный стимул, он не просто реагирует на него, а еще и совершает эмоциональную оценку, и последующую разумную рационализацию.

Вторая причина состоит в самой рационализации человеком своих действий: даже если человек реагирует инстинктивно, он сразу пытается объяснить свои действия. Конечно периодически мы наблюдаем и инстинктивное поведение, например, в экстремальных ситуациях.

Необходимо отметить, что, несмотря на целостность работы нашего мозга, сами его отделы могут работать и параллельно. В мозг поступает сенсорная информация, которая проходит оценку на опасность или способность удовлетворить отдельные потребности на подкорковом уровне и параллельно проходит рациональную оценку с помощью высших отделов мозга. В итоге, мы, получая одну и ту же информацию от разных людей, можем испытывать разные ощущения, что достигается за счет невербального поведения. Однако, даже вербальные предпосылки вызывают, как инстинктивные, так и эмоциональные реакции (например, в ожидании важной проверки, на инстинктивном уровне у нас возникает страх смерти, который абсолютно иррационален в данном случае). 

Структурная модель группового взаимодействия.

Модель предполагает, что человек обладает эволюционными предпосылками социального поведения, которые создавались на отдельных этапах развития, социального поведения. Данное поведение усложняется обогащаясь промежуточными элементами схемы «стимул-реакция», сначала охватывая, поведенческий аспект, позже эмоциональный, и в конце концов когнитивный (рисунок 1).

Рисунок 1. Структурная модель группового взаимодействия.

Лидерский стиль влияет на структуру лидерского воздействия: в зависимости от него будут варьироваться, как содержание компонентов взаимодействия, так и соотношение их значимости. Каждый из данных компонентов проявляется в поведении лидера.

Удовольствие - Неудовольствие

Доминирование - Подчинение

Когнитивное

соответствие - несоответствие


Поведение лидера в данном случае является стимулом для последователей, воспринимаемым ими на разных уровнях.  Очевидно, что при однонаправленном воздействии одновременно на каждом из этих уровней, будет достигаться больший эффект, чем воздействие, только на одном из них.

Рисунок 2. Структурная модель лидерского воздействия

Воздействие может осуществляться по трем направлениям (рисунок 2):

  1. Когнитивный уровень (соответствие – несоответствие). На этом уровне лидер действует рационально, донося свои идеи, цели, планы до последователей. Он делает это либо в рамках соответствия, когда последователь принимает планы, и они встраиваются в его личные представления о способах достижения цели, либо в рамках несоответствия, когда последователь не принимает доводы, цели, планы лидера. Уровень предполагает наличие у лидера отдельных когнитивных навыков, таких как: планирование, работа с убеждениями, навыки принятия решений и др.
  2. Эмоциональный уровень (удовольствие – неудовольствие). На этом уровне лидер: поощряет правильное поведение последователя и отторгает неправильно; создает привязанность к своей личности, за счет ассоциации своей личности с эмоциональным удовлетворением в сознании последователей. Необходимо обучение лидера навыкам работы с собственным состоянием, и эмпатии, а также развитие эмоционального интеллекта.
  3. Инстинктивный уровень (доминирование – подчинение). На этом уровне лидер показывает свой высокий ранг в группе, за счет отдельных поведенческих актов, которые вызывают у последователей инстинктивное желание подчиниться. Или же лидер наоборот презентует свой низкий ранг, тем самым позволяя доминировать другим членам группы. Программа обучения должна включать в себя поведенческие навыки отвечающих за иерархическое поведение в группе (жесты власти, взгляд «глаза в глаза» и др.)

Рассмотренные нами формы социального поведения на разных этапах эволюции, также включаются во взаимодействие лидера с группой, осуществляясь, как параллельные процессы, в каждом из которых присутствует все три компонента взаимодействия. Таким образом, путем перемножения можно наметить, как минимум, двенадцать направлений исследований, если изучать каждый компонент в каждом из процессов взаимодействия, куда можно добавить рассмотрение внешних, формальных факторов и атрибутов лидерства, а также изучение самой группы.  

Дальнейшая работа должна быть посвящена раскрытию структурных компонентов лидерского взаимодействия, для определения тех поведенческих навыков, которые необходимо формировать у руководителя.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. А. Протопопов. Инстинкты человека. 02.12.2013. URL:  http://ethology.ru/library/?id=407
  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  3. Распопов В.М. Управление изменениями: Модульное учебное пособие. — М.: ВАВТ, 2007. — 336 с.
  4. Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. — Ставрополь: СКСИ, 2005.  — 272 с.

 

[1] Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. —   М.: ACT 2009

[2] URL: http://pravdiva.com.ua/page_229.html

[3] URL:http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/u_nas_chetyre_mozga/

[4] URL: http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/u_nas_chetyre_mozga/

[5]URL: http://vmede.org/sait/?page=3&id=Mikrobiologija_3verev_2010_t1&menu=Mikrobiologija_3verev_2010_t1

[6] URL:http://psyfactor.org/lib/asch2.htm

[7] URL: http://iscience.ru/2009/01/15/konformizm-zalozhen-v-nas-prirodoj/

[8] Micah Edelson, Tali Sharot, Raymond J. Dolan, Yadin Dudai. Following the Crowd: Brain Substrates of Long-Term Memory Conformity // Science. 2011. V. 333. P. 108–111.

[9] URL: http://www.enneagon.ru/en/talk/14

[10] URL: http://www.fullbiology.ru/lops-1043-1.html

[11] URL: http://bookap.info/okolopsy/dolnik_etologicheskie_ekskursii_po_zapretnym_sadam_gumanitariev/gl1.shtm

[12] URL: http://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek10-3.html

[13] URL: http://www.galactic.org.ua/Xomo/m99.htm

[14] URL: http://magazine.hrm.ru/db/hrm/F415A8DB6791BC4B44257A29005F7A8F/print.html

[15] URL: http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/kulturno-istoricheskaya-kontseptsiya-42012.html

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных