+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Гештальт-гипнотерапия:  модель цикла контакта в гештальт-терапии и ее физиологические основы
26.09.2019

Гештальт-гипнотерапия: модель цикла контакта в гештальт-терапии и ее физиологические основы

26.09.2019

Модель цикла контакта является краеугольным камнем и основной гештальт-терапии. К сожалению, в самих книгах по данному направлению психотерапии модель цикла контакта описывается лишь умозрительно, на основе точных замечаний и наблюдений гештальт-терапевтов от самого Фрица Перлза до современных авторов. При этом, однако, под эту модель часто забывают подводить физиологическое обоснование, т.е. реальные физические механизмы, лежащие в ее основе.

Из-за этого страдает, как практика терапии, так и практика обучения и научного развития. Кто-то расширяет эту модель, вводя свои собственные переменные, кто-то наоборот стремиться отказаться от нее. В этой статье мы рассмотрим насколько это правомерно и на чем же все-таки основана модель цикла контакта.

Модель цикла контакта – это модель функционирования и жизнедеятельности человека. Каждый из нас знает, что человек функционирует на основе своих потребностей: именно потребности заставляют нас вставать по утрам и делать все, что мы делаем. В каждом нашем действии заложена та или иные потребность. И это первый важный пункт понимания данной модели. Второй пункт состоит в способе реализации потребности. Любая потребность предполагает то или иное взаимодействие со средой, из которой мы и получаем недостающие ресурсы: человек не может восполнить голод сам по себе, ему необходимо отыскать пищу в окружении. Таким образом взаимодействие со средой и означает контакт, а цикл удовлетворения потребности, обозначается в гештальт-терапии как цикл контакта. Обычно описание модели цикла контакта заканчивается на описание основных его этапов. Мы же постараемся обозначить физиологические механизмы каждого из них, взяв за основу классическую четырёхступенчатую модель.

 

 

1. Преконтакт. Этот этап в гештальт-терапии описывается через первичное возбуждение, которое проявляется в теле. На этом этапе потребность еще не дифференцирована. Человек уже хочет, но не понимает, чего. На уровне физиологии в этом этапе задействованы подкорковые структуры, ответственные за наши потребности (гипоталамус, миндалина и др.). Данные структуры отслеживают стимулы внешней среды и параметры внутренней среды организма. Они функционируют по принципу гомеостаза, т.е. направлены на сохранение того или иного состояния. Так, в нашем организме заданы определенные параметры температуры тела, уровня глюкозы в крови, давления и многие другие. И, например, если уровень глюкозы падает, наши подкорковые зоны оценивают это как нарушение гомеостаза, и вызывают возбуждение в нашем теле, которое заставляет нас искать источник удовлетворения потребности. Причем, ранее существовало мнение, что подобное возбуждение одинаково для всех потребностей, только позже установили, что оно может различаться в зависимости от активированных зон. Таким образом на этом этапе образуется мотивационная доминанта.

2. Контакт. На этом этапе человек осознает эмоцию, отвечающую потребности, которую он испытывает, а также объект на который она направлена. На уровне физиологии это проявляется в виде этапа образования условного рефлекса. Наблюдаемые внешние стимулы как бы связываются с актуальной потребностью (возникает очаг возбуждения в сенсорной коре, ассоциируемый с мотивационной доминантой). На когнитивном уровне этот этап может отчасти объясняться теорией С. Шехтера, подразумевающей, что эмоция возникает из интерпретации возникающего возбуждения, которая в свою очередь основана на иных когнитивных предпосылках. Так, в его эксперименте людям давали возбуждающий препарат, но одной группе говори, что этот препарат будет вызывать агрессию, а другой, что эйфорию, так и происходило. Таким образом на этом этапе активно действуют ассоциативные механизмы, позволяющие нам интерпретировать, возникающее возбуждение на уровне эмоций и ассоциировать его с конкретными объектами во внешней среде.

3. Финальный контакт. Это непосредственная реализация взаимодействия с объектом потребности: на первом этапе мы ощутили возбуждение: на втором поняли, что оно связано с голодом, который мы хотим удовлетворить с помощью, например, яичница; на третьем же этапе мы совершаем действия по приготовлению яичницы и по ее поглощению. На уровне физиологии данный этап тесно связан, как с врожденными, так и приобретенными программами поведения. Важнейшую роль играет префронтальная кора, которая отвечает за планирование нашего поведения и принятие решений, а также за сознательный контроль. С другой стороны, могут активироваться врожденные и условно-рефлекторные реакции, за которые ответственны подкорковые зоны, например, в случае фобии, за страх уже ответственна не кора, а миндалина, которая активируется, при возникновении стимула, раннее вызывавшего сильный страх. На этом этапе происходит реализация нервного возбуждения в том или ином действии.

4. Постконтакт. Этот этап связан с ассимиляцией опыта и отстранением от него (как бы рассмотрение произошедшей ситуации со стороны). На уровне физиологии этот этап связан с окончательным отыгрыванием нервного возбуждения и активизацией процессов подкрепления. При реализации действия, удовлетворившего потребность, активируется продукция подкрепляющих нейромедиаторов. Если действие не привело к успеху, активируются тормозные нейромедиаторы, которые заставляют нас отказаться от неадекватной программы действий (отрицательное подкрепление). При успехе, наоборот, системы мозга выдают нам подкрепление, из которого мы понимаем, что все сделали правильно, а вероятность повторения программы действий в следующий раз возрастает. Здесь же играют роль и активация миндалины, которая переключает актуальную потребностную доминанту. Именно поэтому проблемы на этом этапе связываются с ригидностью поведенческих программ и невозможностью переключения на иное поведение.

Таким образом было дано приблизительное описание нейрофизиологических процессов, лежащих в основе цикла контакта. Полное раскрытие этих процессов не было целью данной статью, ведь автор ставил перед собой задачу продемонстрировать, что многие психотерапевтические умозрительные построения не заслуживают презрения и полного отказа со стороны научных деятелей, наоборот, следует проводить дальнейшее исследование, но уже на более глубоком уровне. Это поможет развить как теоретические представления о психотерапии, так и повысить эффективность ее практического применения.

© SimplePsychology, YouTube, Павел Авдеев

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных