+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Отечественная физиология: психонервное научение по И.С. Беритову
26.01.2020

Отечественная физиология: психонервное научение по И.С. Беритову

26.01.2020

В статье разбирается  теория психонервного научения И.С. Беритова

Бериташвили (или Беритов; 1884–1974) – один из крупнейших отечественных физиологов, основатель грузинской школы физиологии

В 1935 году появилась концепция И.С. Бериташвили, заключающаяся в том, что у позвоночных животных и человека имеется особая форма деятельности мозга - психонервная (или образная память), служащая основанием так называемой "одномоментной формы научения", то есть рефлекторным реакциям, образующимся после однократного сочетания раздражителя и подкрепления.

Суть психонервного научения состоит в том, что у животных возникает определенный образ внешней среды и собственных действий в ней, если эта информация связана с биологически важным для животного результатом.

Образ собственных действий, приводящих к подкреплению, сохраняется и каждый раз воспроизводится, если животное попадает в ту же внешнюю среду.

Ученый провел ряд исследований на собаках, в которых продемонстрировал наличие у них способности к формированию пространственных представлений, названных им термином «поведение, направляемое образом», и «психонервных образов» объектов внешней среды.

Беритов полагал, что многие формы поведения регулируются целостным «представлением», или «образом», о той внешней среде, в которой находится животное. В этом «представлении» отражены те объекты среды, которые существенны для организации поведения. Необходимые знания приобретаются в процессе активной ориентировочно-исследовательской деятельности и хранятся в памяти.

И.С. Бериташвили описывает следующие характерные особенности психонервной деятельности:

  • Психонервная активность интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ. Для этого достаточно, чтобы животное один раз восприняло эту среду.
  • Психонервный комплекс образа легко воспроизводится под влиянием любого из комплексов внешней среды или раздражения, напоминающего эту среду.
  • Воспроизведение может происходить спустя длительное время после начального восприятия.
  • При такой форме обучения устанавливаются временные связи между нервным субстратом образа и двигательными центрами. Индивидуально приобретенные реакции, направляемые образами, легко автоматизируются при их повторении.
  • Двигательная активность животных при репродукции образа зависит от условий его формирования, от давности возникновения, его жизненного значения, пространственных признаков ситуации.
  • Психонервная активность высших животных преобладает над другими формами обучения и является определяющим фактором поведения.

Основные отличия психонервной формы научения И.С. Бериташвили видел в следующем:

  • - образование условного рефлекса требует повторяемости - психонервный образ формируется сразу после одного осуществления поведения;
  • - условный рефлекс, не сопровождающийся подкреплением, осуществляется в течение длительного времени и гаснет постепенно - психонервный образ быстро перестает вызывать индивидуально направленное поведение;
  • - психонервный образ может образовываться только при наличии коры головного мозга;
  • - условный рефлекс подразумевает формирование временной связи между сенсорными и моторными элементами - психонервное поведение обусловлено образованием активных нервных систем из сенсорных корковых нейронов;
  • - психонервная деятельность определяет включение и выключение условных и безусловных рефлексов и последовательность их протекания в ряду данного поведения.

Однако, индивидуальное поведение, первично направленное психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем закономерностям условно-рефлекторного обучения.

Таким образом, И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:

  • – прирожденное (инстинктивное);
  • – индивидуальное поведение, направляемое образами;
  • – автоматизированное индивидуально-приобретенное (условно-рефлекторное) поведение.

А мы узнали о типе поведения направляемом образом открытым Бериташвили

Концепция И.С. Бериташвили имела много  общего с концепцией «когнитивных карт» Толмена.

Исследования и взгляды И. С. Бериташвили (1974), как и Э. Толмена, во многом опередили время, хотя его эксперименты были больше похожи на наблюдения, а результаты не всегда могли быть обработаны количественными методами.

Их труды, стоят у истоков современных исследований когнитивных процессов у животных.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных