+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Когнитивная психология: понятие и теории интеллекта
18.05.2020

Когнитивная психология: понятие и теории интеллекта

18.05.2020

В данной статье мы рассмотрим основные теории интеллекта и коэффициента интеллекта, а также то какие понятия интеллекта предлагают различные ученые в различных направлениях психологии от тестологических теорий интеллекта, до когнитивных теорий интеллекта

От качественных характеристик личности в когнитивной психологии мы переходим к характеристикам количественным. И здесь, конечно, в первую очередь стоит обсудить тему интеллекта.

Интеллект на сегодняшний день одна из самых противоречивых и неоднозначных тем в психологии: среди ученых нет согласия даже относительно его общего определения. То ли это отдельная способность толи сочетание разных талантов?

А началось все исходя исключительно из практической необходимости, когда в 1904 году министр образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «отсталых» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам.

И дело здесь было не только в необходимости оценки потенциала ребёнка, но также и в установлении справедливости. Ведь, например, если в школе учился ребенок, который становился головной болью для учителей, то последние вполне могли перевести его в классы для отсталых. А все потому, что нельзя было провести четкого различия между детьми с реальными проблемами в поведении и умственно отсталыми.

Для решения этой задачи Альфред Бине и его коллега Теодор Симон разработали соответствующую систему тестов.

Ее суть заключалась в том, чтобы найти типичные для детей определенного возраста показатели умственного развития с помощью предлагаемых детям задач. Например, ребенок трех лет должен уметь показать на своем лице нос, уши, глаза, описать простую по содержанию картинку, повторить короткую фразу, назвать свою фамилию. В зависимости от того задачи какого возраста выполняет ребёнок и определяется его умственное развитие

Но в курсе по когнитивной психологии нам важно не само содержание тестов, а то что в результате их создания, начали развиваться текстологические или психометрические теории интеллекта.

Данные теории были направлена в основном на выявление факторов интеллекта и корреляция между ними.

Например, та же теория Бине во многом повторяет основополагающую теорию Рэймонда Кеттэл, который поделил наш интеллект на два типа: подвижный и кристаллизованный интеллект

Кристаллизованный интеллект – это способность мыслить в зависимости от накопленных знаний и опыта. Здесь особое значение имеет глубина и количество знаний и, по сути, этот тип интеллекта определяется и зависит от нашего вида деятельности.

Подвижный или еще его называют гибкий интеллект – это наши обобщенные способности мысли вне зависимости от накопленного опыта. Такой интеллект проявляет себя во всех сферах нашей жизни и подразумевает способности к обобщению, абстракции и обучению, дедуктивному и индуктивному мышлению.

Таким образом, многие ученые разделяли в интеллекте врожденную и приобретенную части, в то время как другие, типа Френсиса Гальтона, говорили только о врожденных интеллектуальных способностях.

Другой точкой преткновения в области интеллекта стал спор о количестве способностей, которые входят в этот самый интеллект.

В частности, Чарльз Спирмен считал, что между результатами различных тестов у одного человека существует достаточно высокая корреляция, а это значит, что есть какой-то общий фактор интеллекта, который данный ученый назвал G-фактором.

Джи фактор Спирмен ассоциировал с так называемой умственной энергией, которая об­наруживает себя в способности выявлять связи и соотношения между эле­ментами собственных знаний, а также между элементами содержания те­стовой задачи.

Данная теория получила свое развитие в трудах Кэттела и Равена, а также в иерархических теориях интеллекта. Последние все-таки подразумевали возможность анализа общего фактора интеллекта и разделение его на составляющие части или способности.

Другим же подходом в рассмотрении общего фактора интеллекта, стало разделение его на содержание и операции, производимые с этим содержанием.

Противоположностью теории общего фактора стали теории множественного интеллекта.

Так Луис Терстоун на основе анализа результатов тестов говорил о существовании 10 независимых друг от друга факторов интеллекта: куда включал пространственный, вычислительный, фактор восприятия, памяти, понимания и другие.

А Джой Гилфорд предложил структурную модель, где вообще выделялось 120 узкоспециализированных независимых способностей

И это все замечательно, однако такое многообразие подходов в итоге привело к несостоятельности текстологических теорий.

Что и неудивительно.  Ведь, во-первых, тесты были не столь надежными, во-вторых, результаты тестов принципиально отличались в зависимости от социализации испытуемых, в-третьих, тесты измеряли не интеллект сам по себе, а скорее оценивали его в соответствии с социальным эталоном

это далеко не все проблемы этих концепций.

Самое же главное, что эти теории не давали понимания интеллекта как такового и отсюда стали появляться различные экспериментально-психологические концепции, которые пытались именно раскрыть и описать сущность интеллекта и его механизмы.

Так, например, гештальтпсихология рассматривала интеллекта как способность мгновенной реструктуризации элементов проблемной ситуации, что было названо инсайтом.

При этом уровень интеллекта здесь можно рассматривать как степень и сложность организации собственной системы знаний, а дефицит в такой организации является предпосылкой умственной отсталости.

Другим взглядом на проблему интеллекта стали генетические теории, где в первую очередь стоит упомянуть этологический или эволюционный взгляд.

Здесь Интеллект выступает, как способ адаптации живого существа к требованиям реальности, сформировавшийся в процессе эволюции. При этом интеллект включает в себя наличные знания и когнитив­ные операции.

Данная идея получило свое развитие уже в генетических теория, а в частности, в теории Жана Пиаже, который рассматривал интеллект наиболее совершенную форма адап­тации организма к среде.

Интеллект в этой ситуации представляет собой единство процессов асси­миляции (моделирование среды в психике в виде ког­нитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира).

При этом интеллект формируется по мере взаимодействия ребенка со средой. По мере накопления опыта взаимодействия происходит интериоризация предметных дей­ствий, т.е. их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане).

Ну например если ребенок сначала считает только на пальцах, то потом он учится считать и в уме, таким образом он переносит логические операции во внутренний план, а за счет накопления и видоизменения таких операций и развивается интеллект. А если хотите узнать об этом по подробнее, то на моем канале может найти отдельный ролик по теории Пиаже.

Похожими представляются теории когнитивного научения. Здесь интеллект рассматривается как приобретение определенных мыслительных навыков путем научения.

Например, способность к обобщению может предполагать усвоение таких навыков, как способность выделять общие свойства объектов и давать им наименования.

Но существует и другой подход к оценке интеллекта, это описание его не с позиции содержательных или функциональных характеристик, а с позиции характеристик динамических или проще говоря с позиции скорости мышления.

Такого подхода придерживается Ганс Айзенк. По его мнению, Индивидуальные различия в интеллекте обусловлены особенно­стями функционирования нервной системы, отвечающими за точность передачи информации в коре головного мозга. Если переда­ча осуществляется медленно, со сбоями и ис­кажениями, то успешность в решении тестовых задач будет низкой и наоборот. Причем данная теория находит свое подтверждение в результатах ЭЭГ и анализе двигательных реакций.

Но интересно, что, например в регуляционных теориях предлагается прямо противоположный взгляд на интеллект.

Так, например Терстоун рассматривает интеллект как способность тормозить импульсив­ные побуждения либо приостанавливать их реализацию до того момента, пока исходная ситуация не будет осмыслена. Например, если вам нужны деньги, но вы не идете сразу их занимать у своего друга, а в результате долгих раздумий придумываете способ их заработать, то тогда вас можно назвать более интеллектуальным человеком.

И это далеко не все теории интеллекта, куда, например внесли большой вклад и наши отечественные ученые и где вы можете отыскать, например различные социокультурные концепции.

Однако, если попытаться суммировать сказанное, то интеллект – это наша способность адаптироваться к новым ситуациям за счет накопленных знаний, определенных мыслительных операций, а также врожденных свойств нашей психики. Ну а индивидуальные различия в этой способности и определяются так называемым коэффициентом интеллекта.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных