+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Психология личности. Теория индивидуальных понятийных систем. Когнитивный стиль абстрактности-конкретности.
18.04.2020

Психология личности. Теория индивидуальных понятийных систем. Когнитивный стиль абстрактности-конкретности.

18.04.2020

 В данной статье обсуждаем как когнитивные схемы формируют нашу личность образую индивидуальные понятийные системы и определяя наш когнитивный стиль.

Когнитивные теории личности во многом похожи схожи с поведенческими, только если в последних личность понимается как набор стимулов и реакций, то когнитивные теории рассматривают личность человека скорее как набор стратегий обработки информации, т.е. они обращают внимание на то что находится между стимулом и реакцией и какие общие свойства в этой связи есть у того или иного человека.

В качестве такой переменной между стимулом и реакций Харви, Хант и Шродер рассматривали, так называемый «концепт» или (понятие) (Harvey, Hunt, Schroder, 1961).

Понятие в данном случае для нас совпадает с таким термином как когнитивная схема, посредством которой любое поступающее впечатление кодируется, преобразуется или оценивается. А если данный термин для вас непонятен рекомендую вам посмотреть отдельное видео по этой теме на моем канале.

Понятие, таким образом, – это некоторый субъективный эталон, который предопределяет характер интерпретации происходящего.

Вместе, отдельные понятия образуют систему понятий, а уровень организации индивидуальной понятийной системы определяется соотношением процессов дифференциации и интеграции, что, в свою очередь, проявляется в конкретном либо абстрактном стилях интерпретации происходящего.

Соответственно, чем более Конкретный когнитивный стиль имеет человек, тем меньше его способность к дифференциации и интеграции понятий, и наоборот.

В зависимости от степени дифференциации и интеграции, выделяются четыре уровня организации понятийной системы, чем и определяются различия в способах восприятия, понимания и интерпретации происходящего.

I уровень. Минимальные проявления дифференциации и интеграции понятий: здесь наблюдается изолированность отдельных понятий, жесткие фиксированные правила их комбинации, любой объект интерпретируется одним способом.

Для «конкретных» индивидуумов типичны склонность к чёрно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределённости, стереотипность решений. Их поведение максимально зависит от фактических характеристиками ситуации, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и Стремление к минимизации конфликта вплоть до его игнорирования.

II уровень. Некоторый рост дифференциации понятий в сочетании с недостаточной их интеграцией: появляется способность к использованию альтернативных оценок и правил (например, один и тот же объект может оцениваться и положительно, и отрицательно),

Намечается тенденция связывать и обобщать свои впечатления. Появляется способность делать выбор, поскольку «Я» становится одним из факторов регуляции поведения. Но при этом мнения и убеждения являются неустойчивыми. Наблюдаются амбивалентность и нерешительность в принятии решений, ригидность и энергичное сопротивление нормативным ограничениям.

III уровень. Умеренно высокая дифференциация и интеграция понятий: учитывается множество признаков объекта, восприятие становится многоаспектным, поле альтернативных интерпретаций значительно расширяется.

У такого человека формируется способность наблюдать свое поведение с разных точек зрения, развивается рефлексия. До того, как будет принято решение, обрабатывается много информации.

Характерна открытость новому, в том числе противоречивому опыту. Возникают элементы ориентации на будущее.

Наконец IV уровень - максимальные дифференциация и интеграция понятий, что проявляется в способности к соотнесению, связыванию и обобщению самой разной информации.

Такой человек переходит на теоретический уровень понимания происходящего, проявляет высокую познавательную направленность, самостоятельное порождение новых правил и схем интерпретации информации,

его поведение слабо зависит от самой ситуации. У него можно видеть широкую ориентацию на будущее, предельную гибкость и адаптивность поведения в сложных ситуациях.

В ходе развития человека происходит постепенный переход от нижнего уровня организации понятийной системы к более высоким, что связано как с ростом самого количества понятий, так и увеличением числа возможных операций, которые человек способен с ними проводить.

Однако так или иначе есть люди более склонные к конкретному или к абстрактному стилю интерпретации информации. Это и было названо когнитивным стилем абстрактности-конкретности. И хотя данные авторы напрямую не говорили о стилях, уже позже их работа была интерпретирована другими людьми именно таким образом.

Из данной теории следует один весьма важный вывод. Чем сложнее понятийная система человека, тем более независимым оказывается его деятельность как от внешних условий, так и от прошлого состояния самого субъекта, а это значит что чем более развита понятийная система человека, тем сложнее прогнозировать его поведение.

Таким образом одна из когнитивных теорий личности сосредоточена на процессах дифференциации и интеграции схем в понятийной системе человека. В зависимости от развитости этих процессов, выделяются континуум конкретного либо абстрактного когнитивный стиля.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных