+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Психология личности. Теория личностных конструктов Джорджа Келли.
16.04.2020

Психология личности. Теория личностных конструктов Джорджа Келли.

16.04.2020

 Разбираем теорию личности Джорджа Келли, под названием теория персональных конструктов. Рассматриваем понятие "конструкт" и "схема" в когнитивной психологии. А также обсуждаем когнитивные стили простоты и сложности.

Наиболее известная когнитивная теория личности под авторством Джорджа Келли продолжает линию теорию перцептивных гипотез Брунера и развивает основную формулу когнитивной психологии.

В этой теории между стимулом и реакцией появляется мышление человека, а в частности схемы через которые мы смотрим на мир. Человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

Отсюда главным понятием в теории Келли является «конструкт». Конструкт это, по сути, еще одно название для так называемых когнитивных схем или фреймов о которых мы с вами уже много раз говорили.

Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт – это своеобразный способ классификации и категоризации той информации, которая приходят к нам из внешней среды.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.

Главный постулат Келли гласит, что деятельность человека определяется тем, как он предвосхищает события. Получается, что наше поведение определяется нашими конструктами.

Уточняющие следствия раскрывают для нас подробности данного постулата.
1. Во-первых, человек конструирует свои ожидания, исходя из своего предыдущего опыта. Именно кстати отсюда берутся всякие дезадаптивные схемы. Например, когда, человек имеет социофобию, он просто ожидает, что остальные люди будут относиться к нему также как когда-то в детстве к нему относились его пьющие и жестокие родители.

2. Отсюда возникает разница в истолковании событий разными людьми, ведь у всех людей отличается их жизненный опыт.

3. При этом человек не просто использует отдельные конструкты, но эти конструкты группируются в системы и иерархии взаимодействия друг с другом.

В частности, существуют горизонтальные связи между конструктами одного уровня, вертикальные связи, импликативные связи (по типу «если А, то… Б») и, наконец, связи между подсистемами конструктов. При этом в центе всей этой системы находятся ядерные конструкты, которые отвечают за наши фундаментальные отношения к миру. Опираясь на которые, мы строим и более конкретные или периферические конструкты. Например, к ядерному конструкту можно отнести схему, что мир опасное место, а к периферическому, что данный человек опасен.

4. При этом конструкты по Келли имеют дихотомический диапазон оценки, т.е. конструкты четко подразделяют объект на хороший или плохой, большой или маленький. Конструкт – это то, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта»

5. И обычно человек делает выбор именно в пользу той оценки, которая вносит определенность в его систему. Например, восприятие человека как опасного, вполне способно активировать в нас уже знакомые способы защиты, в то время как восприятие человека как симпатичного может заставит нас активировать те паттерны поведения, с которыми мы еще не знакомы.

6. И отсюда вы уже наверно могли понять, что отдельный конструкт в определенной мере ограничен в своей оценке и не позволяет в полной мере увидеть все свойства объекта.

Например, мы классифицируем человека только как опасного или безопасного, но чтобы оценить его как симпатичного или нет, необходимо использовать уже другой конструкт.

7. По мере нашего столкновения с реальностью конструкты могут корректироваться и меняться, приводя и к изменениям в нашем поведении.

8. А то насколько конструкт способен к изменениям определяется его проницаемостью. Непроницаемые конструкты закрыты для нового опыта и заставляют нас реагировать однотипно на все подряд, в то время как чрезмерно проницаемое конструкты не дают нам составить адекватную картину мира.

9. Интересно и, то, что как отмечает Келли человек вполне может использовать применительно к одному объекту, противоречивые конструкты, например, когда мы одновременно одного человека любим и ненавидим, или когда мы считаем собаку опасной, но при этом милой.

10. И в целом, если мы будем знать, что опыт двух людей примерно одинаков, то можно прогнозировать и примерно одинаковое поведение с конструктами.

11. И кстати именно такое совпадение в опыте и конструктах скорее позволит наладить взаимоотношения двух людям. И именно наша способность к интерпретации такого опыта обуславливает такие человеческие способности как эмпатия и сочувствие. 

Таким образом по Келли наша конструктивная система в определенном смысле ограничивает нашу свободу воли, ведь именно конструкты определяют наше восприятие реальности и то как мы себя поведем.

Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.

Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, судьба человека находится в его руках, было бы желание.

И именно изменение и преодоление своих личностных конструктов рассматривается как способ развития личности в процессе ее жизнедеятельности. 

Стоит наконец поговорить и о классификации личности. Теория Келли также применяется к выделению когнитивных стилей в зависимости от того насколько сложной представляется система когнитивных конструктов индивида и от того сколько этих самых конструктов применяется к рассмотрению объекта.

Высокая степень когнитивной сложности означает, что данный человек создает многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон. Низкая когнитивная сложность, напротив, свидетельствует о том, что понимание и интерпретация происходящего в сознании данного человека осуществляется в упрощенной форме на основе ограниченного набора сведений.

Например, когнитивно простой человек может смотреть на цветок просто как на красивый или некрасивый, в то время как когнитивно сложный будет оценивать его не только как красивый, но и как например дорогой, свежий и т.д

В целом когнитивная сложность рассматривается как определенное преимуещство для человека.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки:
4) более адаптивна к новым ситуациям.
Хотя, как и со всеми когнитивными стилями простота и сложность встречаются с определенными проблемами. Ведь наше сложность чаще зависит от того, чем мы занимаемся.

Например, я занимаясь психологией буду видеть намного больше аспектов в той или иной психологической теме, чем человек который психологией не занимается и наоборот, какой-нибудь водитель будет смотреть на дорогу или машину намного более многоаспектно чем я. Хотя, конечно, есть и общие черты у когнитивно сложных и простых людей, но я бы не спешил на вашим месте причислять себя к тому или иному типу, тем более что все вы уже тоже причислили себя к когнитивно-сложным.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных