+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Гештальт-гипнотерапия: регрессия через чувственную метафору на примере клиентского случая
26.09.2019

Гештальт-гипнотерапия: регрессия через чувственную метафору на примере клиентского случая

26.09.2019

Рассматриваем нестандартный способ регрессии клиента к травматическому воспоминанию

 

Регрессия через чувственную метафору на примере клиентского случая

 

 

Одним из важнейших элементов когнитивной регрессивной гипнотерапии является поиск амнезированной (вытесненной) травматической ситуации в прошлом опыте клиента. Основным инструментом для этого служит механизм регрессии – воспоминание ситуации с полным вживанием в нее. Существует несколько классических способов проведения регрессии, наиболее принятым из которых можно считать внушение со счетом или хлопком «Сейчас я посчитаю от одного до трех, и ты вспомнишь ситуацию, в которой проявилось это чувство».

Подобный способ по мнению автора не является наиболее эффективным, так как по сути мы провоцируем воспоминание простым внушением, что может работать на высокогипнабельных людях (сомнамбулах), но будет мало продуктивным при средней или низкой гипнабельности. В последнем случае нет принципиальной разницы между таким внушением и простой просьбой вспомнить то или иное событие, ведь, согласно исследованиям, гипермнезия в гипнозе провоцируется по большей части, за счет снятия психических барьеров, актуализации воображения и, в связи с этим, наращивания потока ассоциаций.

Так как поток ассоциаций, связанный с травмой завязан, прежде всего, на дезадаптивном чувстве, которое и вызывает невроз, опытные гипнологи применяют регрессии, подразумевающие концентрацию на эмоции «Чувство – это словно туннель, и ты движешься по нему в прошлое». Однако и такая регрессия не всегда бывает эффективной, как это было в случае с клиенткой «К».

Первые несколько сеансов с помощью классической регрессии прошли успешно, однако видимо в виду привыкания к одному и тому же способу, такая регрессия перестала быть эффективной и заканчивалась либо фразой «Я ничего не чувствую», либо «Ничего не приходит в голову».

В этом случае автор применил не совсем стандартный подход к регрессии.

П (психолог): Сейчас представь, как выглядит это чувство, на что оно похоже, где оно у тебя в теле (позволяет актуализировать чувство и повысить концентрацию на нем).

К: Оно у меня в груди, ближе к гортани, сжимает и сдавливает.

П: Сейчас позволь этому чувству вытекать наружу. Оно вытекает и превращается в фигуру, напротив тебя.

Эта фраза позволяет создать метафорическую объективацию чувства, после чего возможно несколько вариантов работы. Например, чувство может превратиться в какого-то человека, который тем или иным образом повлиял на образование травмы (здесь можно работать с помощью терапии частей). Чувство может преобразиться в какой-то абстрактный образ, как это было у клиентки.

П: Опиши на что оно теперь похоже, как выглядит, где находится?

К: Это черный колючий комок, напротив меня, он как бы распирает, не дает дышать.

При таком варианте возможна эмоционально-образная работа, где мы трансформируем данный объект во что-то иное, что ведет за собой и изменение эмоций («позволяй этой фигуре изменяться наилучшим для тебя образом»). Но возможен и третий вариант работы. Так как наша задача – отыскать подавленное травматическое событие и проработать его (что будет по ряду причин более эффективным, чем простая работа с образом), мы можем использовать полученный образ с целью регрессии.

П: Сейчас этот образ начинает меняться, и ты замечаешь, как он перетекает в значимую ситуацию в прошлом.

Для трансформации образа может потребоваться время.

К: Да, это папа… (плачет)

Таким образом, с помощью подобной регрессии удалось добиться отреагирования подавленных чувств, что привело к снижению интенсивности симптома (клиентка обратилась с фобией). Удалось постольку поскольку, такая регрессия позволяет полностью сместить внимание человека на его ощущение и чувство и тем самым активизировать процесс ассоциаций.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных