+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Российская физиология: учение Сеченова
26.01.2020

Российская физиология: учение Сеченова

26.01.2020

 В этой статье мы подробно разбираем основные элементы теории Сеченова и ее влияние на физиологию

Учение Сеченова можно без преувеличения назвать одни из наиболее значимых явлений в психологии. Именно Сеченову удалось поставить психологическую науку на естественнонаучные основы. Так, он последовательно опровергал представление о существовании особого духовного начала и усматривал в психической жизни человека следствие его телесного развития.

При этом он подчеркивал, что стремление вывести психическое из материального вовсе не означает сведения психического к материальному. Психическое по своему происхождению связано с материальным, но сами психические акты нельзя считать материальными, хотя они и должны подчиняться тем же закономерностям, которые действуют в мире материальном.

Он отмечает, что никакая психическая деятельность невозможна вне взаимодействия с внешним миром. В 1861 г. он сформулировал положение, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»'. Под организмом Сеченов имел в виду не только физическое тело, но и всю совокупность его свойств, в том числе и способность к мышлению.

Сеченов показал, что человек рождается только с предпосылками психической деятельности, но сама психика, в том числе и способность к абстрактному мышлению, формируется в процессе индивидуального развития человека, т. е. в онтогенезе.

Он построил свое понимание психической деятельности как ответной реакции на внешнее воздействие, опираясь на понятие рефлекса.

Однако, он внес в понятие рефлекса нечто новое.

Ранее рефлекс рассматривался лишь в рамках возбуждения. То есть информация, проникая сквозь орган восприятия в наш мозг вызывает возбуждение в двигательном нерве. Таким образом любой стимул приводит к двигательной реакции.  Однако, еще до Сеченова рядом ученых было замечено, что некоторые нервы ведут к торможению двигательной активности, а не ее возбуждению.

На основе этих данных, Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. Оно не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа.

Он ввело в физиологическое мышление понятие о торможении, а с ним и обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждением. А сам процесс был назван центральным торможением

В результате классическое понимание рефлекса было преобразовано, и теперь 3 элемента рефлекса интерпретировались по-новому:

  • начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
  • среднее звено — процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.);
  • конечное звено — внешние движения.

Далее, Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и, тем самым, — на всю психическую деятельность человека.  Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка рефлекторного понимания психики.

При этом Сеченов подчеркивал, что все психические явления — это неотделимая часть всего рефлекторного процесса. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних влияний, ни от действий человека.

Какова же роль психических процессов.

Психические явления — это ответы мозга на внешние и внутренние (физиологические) воздействия.

То есть психические явления — это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас и были когда-то в прошлом опыте, обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (так проявляются функции мышления, воображения). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Воля

Помимо объяснения роли психических функций, Сеченов объясняет и физиологические основы этих функций. Наиболее ясной для нас становится механизм Воли. Механизм воли – это, по сути, и есть центральное торможение, когда мы не действуем автоматически в ответ на стимул, а можем затормозить и изменить нашу деятельности.

Волевого человека отличает умение противостоять неприемлемым для него влияниям, какими бы сильными они не были, подавлять нежелательные влечения. Это и достигается аппаратом торможения.

Мышление

Сеченов развил учение Дж. С. Милля и Г. Гельмгольца о том, что формы мышления являются отражением объективно существующих связей в природе, что логические связи формируются в сознании только в результате опыта. Он выносил мысль, согласно которой мышца является органом не только движения, но и познания. С ее помощью организм воспринимает объекты внешней среды (в построении зрительного образа, например, важную роль играют как бы бегающие по предметам, непрерывно работающие мышцы глаз), сравнивает их, анализирует, т. е. производит операции, которые уже являются умственными. Механизм торможения задерживает внешнее выражение этих действий. Однако они не исчезают. Из внешних они преобразуются во внутренние. Так и формируется наше мышление

Особо стоит сказать о появлении мысли

Мысль соединяет и разъединяет понятия лишь в тех пределах, в каких возможно соединение и разъединение самих «чувственных конкретов». Мысль не накладывает свои формы на хаос впечатлений, а сами формы мышления являются отражением объективно существующих связей в природе. Именно поэтому законы оперирования понятиями, т. е. законы логики, едины как для начальной стадии мышления, так и для самых абстрактных его форм.

Сеченов убежден, что не только содержание мысли, но и ее логические формы определяются связями и отношениями самих рассматриваемых вещей. Хотя мысль, как и любой иной психический акт, невозможна без внешнего воздействия, она не выражается ни в движении тела, ни в движении языка, потому что на пути импульса к мышцам встает центр торможения. Поэтому он определил ее в целом как первые две трети рефлекса, осуществляемого головным мозгом, или как рефлекс с заторможенным концом.

В работе «Элементы мысли» Сеченов уточняет свое понимание мысли и определяет ее как систему действий, строящихся по типу умозаключения или «бессознательного вывода».

Память

Сеченов открыл способность центральной нервной системы не только тормозить ответную реакцию на воздействие среды, но и суммировать следы от раздражений. А также использовать следы предыдущих раздражений для большей эффективности ответной реакции. Тем самым он заложил основы учения о памяти, раскрыв те механизмы в нервной системе, которые накапливают и сохраняют следы внешних воздействий.

Восприятие

Сеченов развил учение о роли мышечных ощущений при формировании представлений о пространстве и времени, показав, что в основе этих представлений о пространстве лежат сигналы от мышц глаз и мышечное чувство, свидетельствующее о длительности напряжения. Повторение этих сигналов и способствует формированию в сознании указанных представлений, которые являются не врожденными, а приобретаемыми в опыте.

Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший, для научной психологии вывод о детерминированности, т.е. причинной обусловленности поведения человека внешними воздействиями.

При этом Сеченов предупреждал против упрощенного понимания действий внешних условий. Он неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только внешние наличные воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт.

Таким образом благодаря Сеченову был совершен огромный скачок как в физиологии, так и в психологии. Основным его открытие конечно является процесс центрального торможения. Однако, не менее важен сам его естественнонаучный подход к исследованию, который позволил направить психологию в научное русло.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных