+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Гештальт-гипнотерапия:  случай с социофобией
26.09.2019

Гештальт-гипнотерапия: случай с социофобией

26.09.2019

Симптомы. Клиентка обратилась со стандартной для социофобов картиной: невозможно завести новые знакомства (общение только в узком круге людей), страх обращения к авторитетным лицам, страх телефонных звонков. Хотя при крайней необходимости клиентка преодолевала себя, чаще всего она отказывалась от взаимодействия с людьми, либо максимально его откладывала: звонила по делам только в самый последний момент, старалась переложить стандартные обязанности, требующие взаимодействия на близких. Любое общение постоянно сопровождалось внутренним напряжением.

В ходе диагностики и применения методов конфронтации выяснилось, что есть проблемы с выражением эмоций и своего мнения. Социальные навыки слабо развиты. В целом была раскрыта типичная проблемная цепочка: чувство – поведение – самооценка (элементы связаны друг с другом в обе стороны). То есть развитие расстройства выглядело примерно так: человек попадает в социальную ситуацию и обнаруживает сдавливающее чувство в груди и страх, это приводит к тому, что он теряет способность нормально взаимодействовать с другими (начинает заикаться, теряет нить общения, чрезмерно волнуется и др.), в результате, выходя из взаимодействия, с уже сниженной самооценкой («Я неудачница», «Никому не интересно, что я думаю» и др.)

В рамках регрессивной гипнотерапии предполагается, что подобная цепочка симптомов имеет свои причины в прошлом. Чувство является результатом пережитого стресса (в случае социофобии, это, как правило, постоянно повторяющиеся стрессовые ситуации), поведение – результат отсутствия социальных навыков или дезадаптивных социальных навыков, которые были привиты в процессе неправильного воспитания и эмоционально-поведенческого конфликта, а также наличия внутренних запретов в виде интроекций, которые чаще всего поступали от родителей и также формировались в стрессовых ситуациях, например, когда не поощрялось самовыражение ребенка, или когда его попытки сделать что-либо были тщетны (это можно видеть в ситуациях семейного насилия), самооценка – также результат интроекций и родительских внушений, а также сравнений себя с другими людьми, которое очевидно идет не в пользу клиентки из неблагополучной семьи.

Метод. Для работы с дезадаптивным чувством и снятием запретов был избрал метод регрессивной гипннотерапии, а также метод гештальт-экспериментов для приобретения и отработки новых социальных навыков.

Специфика социофобии состоит в наличии, в большинстве случаев, череды ситуаций схожего травматического опыта, чаще всего, постоянного насилия в детстве со стороны одного из родителей. В данном случае девушка вспоминала череду ситуаций от травм подросткового возраста (смеялись в школе, не понимали, дразнили, в связи с чем подралась, за что еще и наказали) до событий раннего детства, которые были пронизаны насилием со стороны отца алкоголика. Обычно такие события сливаются в несколько групп или в одно – наиболее эмоционально насыщенное в памяти клиента. В гипнозе стало возможно отреагировать страх, возникший, когда клиентка с матерью пряталась от отца-алкоголика. Таким образом удалось снизить чувство страха в социальных ситуациях.

Далее работа пошла на снятие запретов на самовыражение. Одним из важных элементов коммуникации является агрессия, т.е. возможность отстаивать свою точку зрения, свои честь и достоинство, возможность коммуницировать на равных. Именно с агрессией у клиентки были проблемы. Регрессия показала, что связано это было с отношением матери. Когда девочка пыталась защитить мать или где-то высказывала свое мнение по поводу отца, которого она ненавидела, мать всегда ее останавливала. Когда же отец напивался и бил их, девочка хотя и пыталась сделать что-то, но не могла. Это привело к ситуации, так называемой, выученной беспомощности, т.е. девушка, повзрослев, просто перестала проявлять агрессию, а даже если и пыталась ее реализовать, то это требовало слишком много энергии, так как навык был утерян. Отсюда и возникали различные речевые нарушения, невозможность спорить и адекватно реагировать на чужую агрессию. Регрессия позволила отреагировать агрессивный заряд, тем самым сняв ограничивающий запрет.

Далее наша работа была сконцентрирована на развитии социальных навыков. Клиентка получила возможность экспериментировать со своим поведение и отыгрывать различные социальные ситуации. Это позволило ей научиться адекватно выражать свои чувства и дозировать свое поведение.

В результате было снято множество ограничений для клиентки: она смогла познакомиться с несколькими людьми (это было домашним заданием), начала свободно взаимодействовать с авторитетными и официальными лицами (легко взаимодействовала с научным руководителем, представителями власти). Осталось некоторое сопротивление при звонках по телефону, однако, психологическая работа была закончена, так как клиентка сказала, что теперь способна справиться с проблемой сама.

© SimplePsychology, YouTube, Павел Авдеев

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных