+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Психология личности. Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела
15.04.2020

Психология личности. Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела

15.04.2020

 Рассматриваем когнитивно-аффективную теорию Уолтера Мишел и то каким образом она предсказывает поведение человека

Идея Уолтера Мишела во многом повторяют воззрения Курта Левина. Он также, как и Левин критиковал положение о том, что у нас есть стабильные врожденные черты личности. Точнее он критиковал не сам факт их наличия, а то, что различные личностные черты хотя и присутствуют в человеке, часто проявляются в различных ситуациях по-разному.

Например, если некто рассержен на свою жену, то он может реагировать агрессивно и мы бы могли сказал, что этот человек злой. Однако если тот же человек рассержен на своего начальника, то скорее всего подавит свое раздражение и подчинится и тогда бы мы заявили, что он трусливый.

Но помимо обычных жизненных примеров Уолтер Мишел продемонстрировал на реальных данных что теория личностных черт как-то не особо работает.

Так, еще в 60-тых годах Мишел показал, что оценочный комитет из трех человек на основе трех различных шкал, не мог с достаточной точностью предсказать, насколько успешной будет деятельность будущих учителей. Корреляция между суждениями комитета и действительной работой учителей составляла не более 20%, что является минимальным значением.

Однако очевидно, что представители комитета, да и мы с вами, обычно склонны описывать других людей в терминах тех или иных черт, этот человек жадный, а этот честный, этот добрый, а этот злой. Как же так происходит.

Мишел определил такое наше поведение как парадокс последовательности. Парадокс состоит в том, что не только обычные люди, но и профессиональные психологи интуитивно верят в относительную последовательность человеческого поведения, в то время как непосредственный опыт доказывает, что поведение бывает очень разнообразным.

Чтобы объяснить такое противоречие Мишел создал свою Когнитивно-аффективную теорию личности, которая изучает как те или иные личностные черты проявляются в разных ситуациях преломляясь через когнитивную составляющую.

С точки зрения Мишела в описанных выше примерах, поведение не является непоследовательным, но может отражать стабильную схему варьирования деятельности данного человека.

Схема варьирования — это последовательный способ смены поведения в зависимости от ситуации. Такая схема остается стабильной во всех ситуациях, даже если конкретное поведение меняется.

Для предсказания поведения и определения схемы реагирования Мишел предлагает анализировать так наываемые когнитивно-аффективные единицы, в число которых входят компетентности, цели и ценности, ожидания, стратегии кодирования и эмоциональные реакции.

 

Компетентности

Самые стабильные во времени и единицы – это когнитивные компетентности. Компетентности означают весь массив информации, получаемой нами о мире и о нашем к нему отношении.

Наблюдая собственное поведение и поведение других, мы учимся тому, что мы можем делать в определенной ситуации, и тому, что мы не можем делать. Таким образом, мы усваиваем например набор убеждений относительно нашей способности делать разные вещи, даже в отсутствие собственно действия. Например, способная студентка может быть уверена, что она достаточно компетентна для того, чтобы хорошо сдать выпускной письменный экзамен, даже если не знает, какие именно задания там будут.

 

Стратегии саморегуляции.

Также для управления собственным поведением люди используют саморегуляторные стратегии (self-regulatory strategies). Человек не нуждается во внешних наградах и наказаниях, чтобы выработать свою манеру поведения, мы можем сами устанавливать свои цели, а затем вознаграждать или критиковать себя, в зависимости от того, насколько наше поведение продвигает нас к этим целям. Таким образом наше поведение определяется в том числе совокупностью подобных стратегий подкрпеления.

 

Стратегии кодирования

Для преобразования внешних стимулов в личные конструкты люди используют так называемые стратегии кодирования,,т.е. методы систематизации информации, получаемой от внешних стимулов.

В частности,  разные люди кодируют одинаковые события различными способами. Например, один человек будет сердиться, когда он обижен, тогда как другой подобную обиду предпочтет игнорировать. К тому же один и тот же человек может по-разному кодировать одни и те же события в разных ситуациях.

 

Ожидания и убеждения

Мишел уделяет большое внимание ожиданиям и убеждениям. Выделяется два типа ожиданий - ожидания результата поведения и ожидания последствий стимула. Знание предположений и убеждений человека, касающихся вероятных результатов его деятельности, лучше помогает предсказать его поведение, чем знание о том, что он в действительности умеет делать.

Когда у человека нет информации о том, что принесут ему его действия, он реализует такое поведение, которое получало наиболее сильное подкрепление в прошлых подобных ситуациях.

Например, молодой человек заведший отношения с девушкой будет использовать множество паттернов из поведения, которое он реализовывал в своей семье.

 

Цели и ценности

Следующую когнитивно-аффективную единицу представляют субъективные цели, ценности и предпочтения.

Люди формулируют цели, разрабатывают план достижения этих целей и отчасти сами создают ситуации, в которые попадают и даже если люди имеют похожий опыт и находятся в одной ситуации, они могут выбирать разные стратегии поведения, поскольку преследуют различные цели.

 

Наконец, последняя единица – это Эмоциональные реакции

Мишел и Шода (1995) считают эмоциональные реакции неотделимыми от условий, в которых они происходят, и рассматривают эту объединенную когнитивно-аффективную единицу как основную.

Эмоциональные реакции не существуют изолированно. Например, наше понятие о себе включает определенные позитивные и негативные чувства (feelings)

Важность эмоциональных реакций состоит в том, что они оказывают влияние на каждую из когнитивно-аффективных единиц.

Когнитивные представления и эмоциональные состояния взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга, и эта организация отношений между ними формирует ядро личности.

 

Ситуативные переменные.

Вторая составляющая, необходимая для предсказания человеческого поведения, помимо когнитивно-аффективных единиц, - это ситуативные переменные, в число которых входят все стимулы, получаемые человеком в определенной ситуации.

При этом в той или иной ситуации на нас могут в большей мере влиять либо личностные либо ситуационные переменные.

Таким образом теория Мишела во многом повторяет и разворачивает теорию поля курта Левина. В ней ситуационные переменные преобразуются через личностные качества человека образуя так называемые стабильные схемы реагирования, набор которых и составляет нашу личность.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных