+7 (495) 195-18-66
Телефон для Москвы, чт, вс с 14.00 до 23.00
Skype: simplepsychology
Управление группой и группообразование или «Как создать секту?»
26.09.2019

Управление группой и группообразование или «Как создать секту?»

26.09.2019

Данная статья представляет из себя отрывок из книги "Психология лидерства: от теории к практике". Здесь мы рассмотрим принципы лидерского воздействия на группу людей: как лидеры привязывают к себе последователей и создают изолированные сообщества.

Лидерство напрямую связано с образованием группы и ее управлением. Лидер отвечает за формирование группы, внутригрупповую сплоченность, отношения членов группы, а, с другой стороны, правильно организованная группа поддерживает власть лидера и определяет его параметры.

В целом задачу управления группой лидером можно свести к двум параметрам: во-первых, повышение уровня идентификация с группой ее отдельных участников, во-вторых, повышение уровня дифференциации членов группы по отношению к другим группам. Оба эти параметры определяют все остальные характеристики группы. Например, повышение уровня идентификации одного из участников группы с остальными приводит и к повышению власти лидера, так как идентифицированный участник, не пойдет против решения группы.

Для повышения идентификации членов группы используются различные объединяющие методики, которые можно встретить при образовании любых групп: от сект (когда они применяются в наиболее выраженном варианте), до общения двух личностей, которые впервые увидели друг друга (в частности, они могут попытаться найти общую тему для разговора). Далее мы перечислим основные методы сплочения группы и повышения лидерской власти.

1. Методы дифференциации от других групп. Методы дифференциации позволяют отделить в сознании последователя свою группу от других групп, и, конечно, задача лидера в том, чтобы при таком разделении его группа окрашивалась в позитивные цвета. Дифференциация от других групп приводит к дальнейшей идентификации с собственной группой, а, соответственно, и к повышению власти лидера.

- Деиндивидуализация. В некоторых группах стараются практически стереть прошлый опыт и личность индивида. Делается это с целью устранения связей со своей предыдущей группой и как бы опустошения мозга для более легкого принятия новых идей и указов. Яркий пример – армия. Уже на этапе медкомиссии, людей раздевают до трусов, т.е. устраняют внешнюю дифференциацию. Уже позже их обривают на лысо, раздают одинаковую форму. При этом, в идеале устраняются все контакты с предыдущей жизнью (сейчас конечно, такое уже никто не позволит военному комиссариату, но кто знает, чтобы было бы дай только волю…). Также и в ряде сект, людям дают новые имена и новую одежду заставляют их отказаться от всех атрибутов предыдущей жизни: от квартиры, от семьи, от детей.

- Создание иллюзии исключительности. Каждому члену группы внушается его исключительность. Делается это опять же за счет дифференциации от других групп, т.е. другие группы выставляются в нейтральном или негативном цвете, а вот группа, к которой принадлежите вы действительно исключительна (и только вы спасетесь в момент апокалипсиса).

- Контраст ин- и аут-групп. Всем вновь поступившим в секту оказывают повышенное внимание и благожелательность. Делается это для того, чтобы показать разницу «до» и «после», т.е. разницу между плохим внешним миром и хорошей группой, где человека все принимают и воспринимают в серьез.

- Черный PR. Очень часто происходит прямое очернения других групп, которому верят некоторые адепты. Например, некоторые люди покупают iphone, просто потому что считают, что другие марки для нищих, и делают это только для того, чтобы считать самих себя членами группы богачей (при этом не забывая выплачивать кредит за этот самый iphone).

2. Методы повышения идентификации с группой. Главная задача при группообразовании – объединить людей. Исследования показывают, что люди готовы объединяться даже при наличии незначительного сходства. Например, в одном из экспериментов, испытуемому предлагалось разделить деньги между двумя людьми, с одним из которых он был объединен по незначимому признаку (например, этот член группы мог иногда закупаться в том же магазине) и практически всегда деньги распределялись в пользу идентифицированного как члена группы человека. Конечно, поход в магазин – это не самый веский признак, поэтому грамотный лидер будет реализовывать объединение на всех уровнях бытия человека, и чем больше уровней он охватит, тем сплочение будет группы. Рассмотрим эти уровни.

- Окружение. Объединение может происходит на уровне окружения. Для этого достаточно, чтобы члены группы периодические посещали одни и те же места или, например, были родом из одного города, при этом находясь в другом, что отдифференцирует их от других людей и заставит воспринимать друг друга, как собратьев. Часто в фильмах, да и в жизни, можно видеть, как военные гордятся тем, что служили в одном полку. Двум людям, которые путешествовали в одну и туже страну обычно есть, что обсудить. Однако, общее окружение не самый мощный инструмент для объединения.

- Внешность. Людей можно объединить по внешности. Это в наибольшей мере эксплуатируется в армии, когда людей обривают, а затем заставляют одеваться в схожую форму. Также, могут использоваться различные отличительные знаки и нашивки. Все могут вспомнить ку-клукс клан в их одинаковых белых балахонах.

- Атрибутика. Все знают, что стандартными отличительными признаками страны являются: флаг, герб, гимн. Это как раз и является атрибутикой, которая дифференцирует одну группу от другой. Нарисованный символ компании, также является примером такой атрибутики.

- Общий язык. Язык позволяет довольно четко отделить людей, которые как говориться «в теме» и «не в теме», т.е. также способствует идентификации с группой и дифференциации от других групп. Именно поэтому в большинстве сект, а также в различных околонаучных течениях используется своя терминология. Это очень активно применяется на тренингах по НЛП, где терминология чаще всего выдается за научную и общепринятую, а, с другой стороны, завораживает умы слушателей.

- Общий опыт. Люди могут объединяться и на основе своего жизненного опыта, в том числе эмоционального. Причем чем более сильным будет этот опыт, тем большую сопричастность будут чувствовать данные люди. Именно поэтому многие секты строятся на различных экстатических переживаниях и используют серьезные психологические техники.

- Ритуалы. Ритуалы также являются способом командообразования, и чем они бессмысленнее, тем более сильное влияние они оказывают. Это происходит из-за закона когнитивного диссонанса: человеку необходимо оправдать бессмысленные вещи, которые он делает, и для этого он готов рационализировать свои действия. В качестве примера можно привести христианские ритуалы, например, пост. Его соблюдение заставляет человека еще больше верить в Бога. Выполнение схожих ритуалов, напоминает совместное совершение преступления, когда люди завязаны друг на друге. Человек вряд ли станет исполнять гимн компании, стоя в одиночестве, но в группе, таких же как он людей, он уже будет готов это сделать.

- Деятельность. Объединяет либо схожая, либо кооперативная деятельность. Поэтому представители каждой профессии всегда определяют себя в отдельную категорию.

- Подчинение схожим нормам. Схожие нормы также объединяются людей, поскольку они и в этом случае дифференцируют себя от других («мы подчиняемся этой норме, а они нет»).

- Идеология. Идеология строится из внешних источников (например, речи лидера, священного писания, устава организации) и внутренних ценностей и убеждений последователей. Чем более схожи ценности и убеждения людей, тем крепче группа. Для этого собственно и исполняются гимны, дабы, за счет постоянного повторения внушить многих людям одни и те же представления о своей стране, т.е. о своей группе.

¾ Общая цель. Общая цель является, наиболее важным фактором в объединении людей. Люди всегда готовы объединиться если они связаны одной целью, и не могут без умений и навыков друг друга.

- Общий враг. Враг – это фактор, который продолжает идею общей цели, но является еще более мощным и значимым, так как он в отличии от цели (мотивация к), заставляет людей объединиться в группу, несмотря ни на какие различия из-за внешней угрозы (мотивация от).

3. Методы повышение значимости группы. Методы повышения значения группы базируются, на уже упомянутом законе когнитивного диссонанса, который предполагает, что повышение уровня вложений индивида в тот или иной объект, а в нашем случае в группу, вызывает и повышение значимости данного объекта. Проще говоря, мы намного больше ценим то, что дорого нам обходится. Таким образом, задача лидера – использовать техники направленные на повышения количества вложений в группу. Отметим ряд из них.

- Сознательный выбор. Данный пункт дает ответ на вопрос «почему же если в армии все так хорошо с группообразованием и зомбированием людей, никто не хочет туда идти, а многие не чувствуют своей принадлежности к данному институту, даже если уже отслужили положенный срок?». Дело в том, что в армию многих людей забирают против их воли, либо потому что человеку просто больше некуда пойти после образовательного учреждения. В таком случае не идет никакой речи о сознательном выборе. С другой стороны, вы можете видеть, как ценят армию те, кто сознательно пошел служить и провел в войсках достаточно много времени. Такие люди придумывают любые оправдания для своего выбора, например, то что армия делает из мальчика мужчину и т.п. В данном случае человек просто пытается оправдать свой же выбор и доказать самому себе, что он поступил правильно, а не просто потратил время зря. Причем чем с большими трудностями будет связан этот выбор, тем более он будет цениться. Те же механизмы действуют и в любой другой группе. Например, одним из приемов HR-интервьюеров, заявить соискателю, что работа будет крайне сложной, а платить за нее будут мало, и, как ни странно, люди в большей мере стремятся попасть на подобную работу, а затем более ее ценят (чему в подтверждение можно найти соответствующий эксперимент). В различных сетевых компаниях этот метод тоже применяется часто, например, аудитории говорят, что работа будет крайне тяжелой и пробьются только лучшие (здесь конечно идет еще и давление на самомнение человека). И человек, считая, что он, очевидно, самый лучший, готов взяться за любую работу, даже если она состоит просто на просто в покупке и распространении продуктов сетевой компании. Практический вывод прост: вы должны предоставить людям свободный выбор при вступлении в группу, а в идеале связать его с трудностями, с одной стороны, и «избранностью» участников с другой. Такой подход также позволяет отсеивать изначально нелояльных индивидуумов, тем самым повышая сплоченность группы.

- Барьеры входа. Барьеры входа являются продолжением предыдущей техники. Барьеры входа – это по сути те испытания и препятствия, которые людям приходится преодолеть, чтобы попасть в группу. Действуют они примерно также как сознательный выбор: чем выше барьеры входа, тем больше вложение потенциального участника группы, тем сильнее его лояльность к группе. Среди примеров таких барьеров можно отметить, различные аттестации, вступительные экзамены и интервью, некоторые обряды посвящения, которые включают в себя ряд испытаний. Например, если человек крайне долго готовился к сложному затяжному собеседованию по работе, то это в будущем повысит его лояльность.

- Повышение уровня вложений. Предположим, мы уже приняли человека в группу, должны ли его вложения на этом закончиться. Напротив, уровень вложений должен только возрастать. Именно поэтому, люди, которые переписали на лидера секты все свое имущество, намного больше ценят эту самую секту, и готовы верить в пришествие инопланетян до последнего. Конечно, вам необязательно требовать у других людей их имущество, но вы можете привлечь человека, например, к работе и деятельности группы или периодически просить его поучаствовать в той или иной организационной деятельности. С повышением вложений будет расти и его лояльность.

4. Методы повышения зависимости от группы. Другая группа методов направлена на повышение уровня зависимости индивида от группы. Если значимость группы определяется мотивацией «к», т.е. человек приписывает группе ряд позитивных характеристик и именно поэтому не хочет ее покидать, то зависимость определяется мотивацией «от», когда индивид понесет ряд санкций в случае отказа от участия в группе.

- Барьеры выхода. Раз существуют барьеры входа, то должна быть и барьеры выхода. И они действительно есть. Барьеры выхода – это те санкции, которые понесет индивид при выходе из группы. Например, работодатель может заключить с вами контракт, в котором указано, что при прохождении обучения от компании, вы будете обязаны проработать на компанию еще как минимум год, либо оплатить штраф при уходе. Это является прямым барьером выхода: человек осознает лишения, которые он может понести и, хотя бы из-за них, продолжает работать. Соответственно, чем выше барьеры выхода, тем выше лояльность индивида к группе. Правда стоит отметить, что подобные барьеры работают эффективно только в неформальном контексте (когда человек понесет, прежде всего какие-то моральные потери, нежели материальные) и только если индивид в целом удовлетворен группой, иначе он будет просто саботировать ее деятельность.

- Широта охвата сфер жизни человека. Значимая группа охватывает практически все сферы жизни человека: общение, работу, творчество, обучение и т.д. Секты часто подразумевают полностью изолированные общества, т.е. жизнь людей протекает большую часть времени в секте. В этом случае отказ от участия в группе подразумевает полную перестройку своей жизни, что, очевидно, связано с крайне высокими издержками.

- Широта удовлетворяемых потребностей. В идеальной группе удовлетворяются все потребности индивида, от физиологических до потребностей в самореализации. Чем больше потребностей удовлетворяет группа, тем больше лишений ждет индивида при выходе из группы. Например, если человек работает на данном месте, только ради денег, то он без проблем сменит место работы, а вот если данная компания дает человеку, помимо денег, возможности для самореализации, то это уже заставит его задуматься, стоит ли менять самореализацию на небольшую прибавку к зарплате. Далее мы рассмотрим какие потребности должны удовлетворяться и как.

Физиологические потребности. Группа может обеспечивать человека деньгами (зарплата), что косвенно ведет к удовлетворению физиологических потребностей, но физиологические потребности могут удовлетворяться и напрямую, например, бесплатными обедами.

Потребность в безопасности. Данная потребность может быть обеспечена на разных уровнях существования человека. На обыденном уровне – это может быть защита лидером своих последователей перед другими людьми (например, начальник защищает своего подчиненного перед клиентом). Но уровень может быть и более высоким: например, вера в то, что при участии в религиозных группах ты не попадешь в ад или тебе не убьют инопланетяне.

Социальная потребность. Это наверно основной вид потребностей, которые эксплуатируют секты и, как ни странно, психотерапевтические группы. Ведь в подобные места, как правило, попадают те люди, которые не состоялись в обществе и их не принимают по той или иной причине. Но вот в вышеописанных группах, подобные люди собираются вместе и одаривают друг друга всеобщей лояльностью (пример, подобной лояльности подает лидер). Обеспечивается это опять же за счет повышения групповой сплоченности и групповой идентификации. Люди со схожими проблемами сочувствуют друг другу, поддерживают и выслушивают. Лидер же сам в первую очередь выказывает эмпатию своими речами: «Вы всю жизнь страдали от (и здесь идет перечисление списка проблем) и я вам помогу!». При этом лидер готов выслушивать каждого с терпением и эмпатией. А вот непринятие в таких группах друг друга, а, о чем часто не говорят, еще и любых групповых норм крайне порицается, т.е. в тех же сектах вы будете одарены крайним благоговением, но лишь до того момента, пока ваша точка зрения не войдет в конфликт с представлениями группы и ее идеологией. Тоже самое можно наблюдать и на психологических тренингах. Например, если на одном из членов группы не работают техники НЛП, а сам он порой высказывает критические замечания, то к нему начинает относиться с пренебрежением вся группа, что явно видно по сокращению числу желающих стоять с ним в паре.

Потребность в признании. Потребность в признании реализуется очень просто – через групповую иерархию и иногда через определенные обряды. Так, например, люди часто готовы идти заниматься неэффективными видами единоборств у плохих тренеров, только для того, чтобы быстрее получить пояс и считать себя мастером. И конечно, каждый видит эталон в лидере и мечтает достичь его высот. По-другому реализуется потребность в признании в терапевтических группах, например, в виде техники, когда вся группа вслух называет заслуги того или иного человека и слушает его речи, хотя в обычной жизни этот человек чаще всего никому не интересен.

Потребность в самореализации. В целом, предыдущая и эта потребность напрямую связаны. Например, человек хочет заниматься спортом, но не имеет к нему таланта, тогда ему просто дают позаниматься подобием спорта и выдают звание, заставляя его считать себя самореализовавшимся и испытывать удовлетворение. На психотерапии индивиду позволяют проявлять любые реакции, обычно недозволенные в жизни.

4. Методы повышения власти лидера. Наконец, мы рассмотрим методы повышения власти лидера в группе. Лидер сам по себе является неотъемлемой частью группой структуры и ее основным стержнем. Именно он источает идеи и цели, которые и объединяют членов группы. Именно поэтому чем крепче власть и авторитет лидера, тем более устойчивой и продуктивной будет группа.

Создание ореола идеальности или рефлекс мечты. Для того, чтобы люди шли за лидером, необходимо, чтобы они видели в лидере качества, о которых мечтают сами, или же видели в нем проводника к этим качествам. Совокупность подобных представлений о лидере называется ореолом, т.е. в умах людей личность конкретного человека связывается с определенными характеристиками (которые кстати и могут быть ему и не присущи). Для создания ореола могут использоваться следующие элементы:

- Внешний вид. Лидер должен всем своим видом указывать на свое превосходство в данной группе. Привлекательность и сексуальность, тоже сюда относятся.

- Внешние атрибуты. Лидер должен иметь атрибуты, подтверждающие его статус (например, сертификаты у психолога или мантия и хрустальный шар у мага).

- Автобиография. История жизни лидера должна быть наполнена различными достижениями и трудностями, которые он преодолел (самый яркий пример – это история Иисуса Христа).

- Поведение. Лидер должен демонстрировать уверенное и конгруэнтное поведение (конкретнее описано ранее в книге).

- Сверхспособности. Под этим термин необязательно понимается магия или что-то околонаучное. В целом сверхспособностями можно назвать, все то, в чем лидер лучше остальной группы.

ü Уровень притязаний. Идеалы и интересы лидера порой впечатляют его последователей.

- Демонстрация желаемого последователями состояния. В целом данный пункт суммирует в себе все предыдущие. Так, если последователи хотят денег, то и лидер должен быть богат, а если они хотят чему-то научиться, то лидер должен быть спецом в этом деле. Таким образом лидер должен олицетворять в себе желания и потребности индивидов.

- Источники власти. Лидер может использовать различные источники власти: официальную (будучи руководителем компании); ресурсную и власть информации (лидер обладает ресурсом, которого нет у других, но другие хотят его получить); психологическую, т.е. может влиять просто за счет прямого психологического давления/внушения; социально-психологическую или власть конформизма, когда вся группа настроена по отношению к лидеру позитивно и отринет любого, кто воспротивиться его указаниям (для использования этого типа власти, очевидно, надо изначально установить позитивные отношения в группе); власть связей, когда лидер связан с кем-то более авторитетным (это хорошо используется в сектах, когда лидер по сути связывается с местным божеством).

- Создание иерархии. Чем больше звеньев в иерархии группы, тем, очевидно, на более высокой ступени в этой иерархии стоит лидер. Повышение звеньев в иерархии группы, не только определяет какую-то формальную сторону группового взаимодействия, но и воспринимается в умах людей, как истинная дистанция до лидера. Именно поэтому большое количество поясов и рангов в восточных единоборствах напрямую сопряжено с уважением к тренеру и восприятию его, как наиболее сильного члена группы, хотя очень часто, уже вышедший из спортивного возраста, тренер с черным поясом может проиграть своему подготовленному ученику с зеленым поясом. Однако следует понимать, что повышение уровня иерархии больше подходит для конкурентного стиля лидерства, нежели комплементарного (как собственно и все методы повышения власти).

- Тотальный контроль. Создание иерархии ведет за собой четкую субординацию и подчинение, но не в насильственном смысле. По сути, мозгу человека намного легче, когда кто-то принимает решения за него, что лидер и делает, отдавая приказания нижестоящим членам группы. Чем чаще реализуется подобная власть, тем больше последователи привыкают подчиняться, а в крайнем случае (в секте), люди становятся просто на просто не способны в какой-то момент к самостоятельной жизни.

Данная книга посвящена обычному лидерству, а не созданию сект, как уже мог понять читатель. Однако, отдельно стоит рассмотреть чисто сектантские способы влияния на психику (хотя бы для того, чтобы читатель мог избежать опасности).

Основным способом является использование трансовых практик. В целом прием имеет абсолютно те же цели, что и предыдущий: выдать человеку необычные переживания, а затем использовать состояние расслабления. Трансовые практики многие могли наблюдать в фильмах и телешоу, где «гуру», читает проповедь, и неожиданно у одного и неофитов случается припадок и из него «уходит демон». Достижение такого может происходить через различные инструменты:

1. Прямое внушение лидера. В этом случае лидер изначально должен быть авторитетен, а неофит, крайне внушаем. Однако, метод может использоваться и в долгосрочной перспективе, когда необходимо внушить какую-то идею. В этом случае могут быть использованы постоянные повторения той или иной мысли. Может применяться как громкая речь, так и наоборот убаюкивающая.

2. Использование наркотических средств. В некоторых сектах участникам предлагают (а иногда и просто подсовывают) наркотические вещества. Это позволяет ассоциировать определенные приятные ощущения или необычные переживания с сектой, с одной стороны, а, с другой стороны, ослабляет критику индивида, т.е. повышает его внушаемость. В момент расслабления, человеку внушают необходимые установки, которые могут подаваться в виде проповеди. Кстати, что-то подобное можно найти и на обычных презентациях, когда людям в момент выступления раздают шоколадки. Подобные угощения заставляют людей создавать позитивные ассоциации с личностью выступающего.

3. Ритмичные ритуальные движения. Подобные движения расслабляют разум и постепенно члены группы, сливаясь в одном движении, приходят в экстаз.

4. Трансовая музыка. Музыка отвлекает часть нашего внимания и уменьшает критику.

5. Ритмические чтения. В некоторых сектах, людям предлагают читать своего рода ритмичные молитвы. Начитка таких текстов в ритм позволяет внушить содержание этих самых текстов в голову читающего.

6. Депривация. Сюда относятся лишение сна, голодания, чрезмерные нагрузки и т.д., предоставление противоречивой информации, информационная перегрузка.

7. Демонстрация чудес. Часто в сектах подстраиваются демонстрации различных «чудес», например, чье-либо излечение, а может и полет лидера над сценой (сейчас и такое возможно), соответственно, когда человек не может себе объяснить, что же происходит, он, скорее всего, примет первое же предложенное ему объяснение, даже будучи закоренелым скептиком.

Другим методом является групповая изоляция. Человека, попавшего в секту максимально, изолируют и дифференцируют от внешнего общества, в том числе от семьи и всей его прошлой жизни. Это может делаться с помощью очернения обычной жизни субъекта («Она греховна», «Все эти люди живут неправильно»), запретов на обычную жизнь, по разным причинам (например, надо взять на себя обет уединения), введение нормы на постоянное присутствие в секте, т.е. здесь прямо не запрещают посещать отчий дом, однако деятельность секты выстраивается так, что индивиду приходится проводить все время именно в ней, ну и, конечно возможны случаи незаконной физической изоляции, когда человека насильно выводят из дома.

Тотальная зависимость. Выше мы уже рассмотрели варианты создания зависимости и необходимость вложений со стороны членов группы в саму группу. В сектах это применяется в крайнем варианте: людей обычно заставляют расстаться со всеми материальными ценностями, и тем самым обеспечивают полную материальную зависимость от группы.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели методы лидерского влияния на группу, которые к сожалению, не всегда используются в позитивном ключе. Однако, автор данной работы надеется, что читатели на основе данных принципов смогут не только оградить себя от опасности, но построить микросоциум, который будет полезен обществу.

© SimplePsychology, YouTube, Павел Авдеев

- Обучение гипнозу и гипнотерапии

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных